22 октября 2020 года исполняется 150 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина.
К 150-летию И.А. Бунина | с 22 по 28 октября | | | | | Здравствуйте! | 22 октября 2020 года исполняется 150 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Творчество его, получившее всемирное признание, как считал сам писатель, не принадлежало ни к одной литературной школе своего времени. Самобытность суждений, безукоризненная стилистика текстов, верность традициям классической русской литературы лежат в основе всех его произведений. | "За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы" Бунин в 1933 году был удостоен Нобелевской премии. | В вынужденной эмиграции писатель в своих произведениях часто возвращался к той России, которую знал и любил, глубоко переживая о судьбе страны после революции 1917 года. Часто вспоминал он и Москву, дух, быт и облик которой отразились в таких его рассказах, как "Казимир Станиславович", "Мадрид", "Второй кофейник". Москва начала ХХ века предстает перед читателями и в рассказе "Чистый понедельник", по страницам которого мы предлагаем вам "прогуляться". | В начале рассказа герои, влюбленные молодые люди, ежевечерне погружаются в яркую светскую атмосферу, когда "московская жизнь" "освобождалась от дневных дел". | "Каждый вечер мчал меня в этот час на вытягивающемся рысаке мой кучер — от Красных ворот к храму Христа Спасителя: она жила против него; каждый вечер я возил ее обедать в "Прагу", в "Эрмитаж", в "Метрополь", после обеда в театры, на концерты, а там к "Яру". Надо отметить, что ресторан "Яръ" в период времени, описанный в рассказе, находился за городом, в Петровском парке на Петербургском шоссе. | Однако, спустя некоторое время, в момент начала Великого поста, автор раскрывает образ героини рассказа с иной стороны: | "Глаза ее были ласковы и тихи. | — Ведь завтра чистый понедельник, — ответила она, вынув из каракулевой муфты и давая мне руку в черной лайковой перчатке. — Хотите поехать в Новодевичий монастырь? | — Что ж все кабаки, да кабаки, — прибавила она. — Вот вчера утром я была на Рогожском кладбище... | Я удивился еще больше: | — На кладбище? Зачем? Это знаменитое раскольничье? | — Да, раскольничье. Допетровская Русь!". | Прибыв в Новодевичьей монастырь, герои посещают могилы Эртеля и Чехова, затем едут на Ордынку искать дом, в котором жил Грибоедов, вспоминая попутно, что на этой улице располагается Марфо-Мариинская обитель. | Позже, ужиная в трактире Егорова в Охотном ряду, героиня рассказывает, как посещала Зачатьевский и Чудов монастыри. | Москва открывается перед читателями совсем с другой стороны, перед нами православный город "сорока сороков" церквей. | А потом перед нами снова возникают образы богемной Москвы, герои отправляются на "капустник" Художественного театра. | В финале рассказа, по прошествии двух лет, главный герой, давно расставшийся со своей возлюбленной, вновь едет по тем местам, где они бывали. "... Я вышел из дому, взял извозчика и поехал в Кремль. Там зашел в пустой Архангельский собор... Выйдя из собора, велел извозчику ехать на Ордынку..." Там он заходит во двор Марфо-Мариинской обители и неожиданно встречает героиню в монашеском одеянии. "... Что она могла видеть в темноте, как могла почувствовать мое присутствие? Я повернулся и тихо вышел из ворот". | | | Не забудьте скачать мобильное приложение: | | | | | При поддержке Правительства Москвы | | | Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет — интерактивная ссылка). | Не хотите больше быть в курсе наших новостей? Отпишитесь. | | |