четверг, 29 октября 2020 г.

Глава Московского Художественного

26 октября 1898 года в Каретном ряду дал свой первый спектакль Московский Художественный общедоступный театр. Это была трагедия Алексея Толстого "Царь Федор Иоаннович". Главную роль в нем сыграл Иван Москвин.
УЗНАЙ МОСКВУ
Глава Московского Художественного
с 29 октября по 5 ноября
fb vk inst yt
Дома Музеи Маршруты Памятники
Здравствуйте!
26 октября 1898 года в Каретном ряду дал свой первый спектакль Московский Художественный общедоступный театр. Это была трагедия Алексея Толстого "Царь Федор Иоаннович". Главную роль играл Иван Москвин.
Идея такого театра принадлежала драматургу и педагогу Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко. А для ее осуществления он пригласил режиссера Константина Сергеевича Станиславского. Тот сразу же согласился, увлекся — и таким образом в Москве возникла новая театральная площадка. Сейчас она известна на весь мир как Московский Художественный театр или просто МХТ. Многие, правда, по привычке называют его МХАТом, хотя слово "академический" было вычеркнуто из названия еще в 2004 году.
Сорок лет, до самой смерти, главой этого театра оставался Константин Станиславский.
Любитель цирка и театра
Усадьба Алексеевых
Константин Сергеевич Алексеев (сценический псевдоним — Станиславский) родился в 1863 году в одном из домов, принадлежавших купеческому роду Алексеевых. Его нынешний адрес — улица Александра Солженицина, 29. Костя с малых лет увлекался театром, постоянно устраивал домашние спектакли. Очень любил ездить в цирк. Но, к сожалению, у его отца, Сергея Владимировича Алексеева, было мало времени для того, чтобы выезжать с семьей на театральные и цирковые представления. Все отнимал золотоканительный бизнес, на его фабрике вырабатывали нити для золотого шитья.
Костя родился в правом флигеле этого особняка. Здание еще некоторое время находилось в собственности Алексеевых, а ближе к концу XIX века его приобрело Московское купеческое общество. После революции дом переделали под коммуналки. В одной из них жил молодой человек, ставший впоследствии знаменитым писателем. Кто?
Посмотреть ответ
Нехорошая гимназия
Усадьба Апраксина-Трубецких
Мальчика Костю отдали учиться в четвертую городскую гимназию. Она располагалась в доме на Покровке, выстроенном в стиле пышного барокко. Москвичи усматривали в нем сходство с комодом. Предыдущих владельцев так и называли — Трубецкие-Комод.
К сожалению, внутреннее наполнение не соответствовало оболочке. Педагогический коллектив оставлял желать лучшего. Костя, привыкший к нравам передовой предпринимательской среды, удивлялся: "Директор нашей гимназии был глупый человек и чудак... Сидя на кафедре, он ковырял ручкой пера в ухе и вытирал перо о тряпочку, которая с этой целью носилась в кармане".
Тупоумие преподавателей, зубрежка, ругань и лишение обеда в качестве наказания были нормой. В результате мальчика перевели в гимназию при Лазаревском институте восточных языков.
А что в этом доме-комоде сегодня?
Посмотреть ответ
Общество искусства и литературы
Дом Торлецких-Захарьиных
Детство закончилось. Константина Сергеевича приставили к фамильному золотоканительному делу. Он делает успехи в бизнесе, его вводят в совет директоров. Но настоящая жизнь наступает по окончании рабочего дня. Чуть ли не каждый вечер молодой человек участвует в какой-нибудь любительской пьесе, а со временем и сам начинает их ставить — уже в качестве режиссера. Чтобы про это не узнали родственники, он берет псевдоним. Но как-то раз, выйдя на сцену, видит среди зрителей своих родителей.
К счастью, обошлось без страшной бури. Только отец произнес: "Если ты непременно хочешь играть на стороне, то создай себе приличный кружок и репертуар. Но только не играй всякую гадость бог знает с кем".
В результате возникло Общество искусства и литературы. Оно выступало на разных площадках, в том числе в доме Терлецких (они же Торлецкие) на Рождественке. Там в спектакле "Плоды просвещения", поставленном Константином Сергеевичем, в 1891 году под псевдонимом Комина дебютировала будущая великая актриса. Кто?
Посмотреть ответ
Рождение театра
Славянский базар
Местом рождения МХТ принято считать ресторан "Славянский базар", излюбленное заведение китайгородского купечества. В 1897 году сотрудник газеты "Новости дня" и член Московского отделения театрально-литературного комитета Владимир Иванович Немирович-Данченко предложил Станиславскому обсудить некий, как бы сегодня сказали, совместный проект. Речь шла о новом театре. Встретились в "Славянском базаре" в два часа дня и говорили... 18 часов! Когда ресторан закрылся, новоявленные компаньоны просто переместились на дачу Алексеевых в подмосковную Любимовку.
Обнаружилось, что их взгляды на сценическое искусство во многом совпадают. Театр должен быть во всех отношениях общедоступным, историческая атмосфера воспроизводится достоверно, все компоненты спектакля подчиняются единому замыслу. По ходу беседы вели протокол, в котором записывали приходящие в голову тезисы. Например, такой: "Нет маленьких ролей, есть маленькие артисты".
В результате уже в следующем году был сыгран первый спектакль. А "Славянский базар" после революции превратился в столовую, в 1966 году снова стал рестораном, а в 1993 году закрылся навсегда. Почему?
Посмотреть ответ
Чайка на занавесе
Здание МХТ
Поначалу спектакли давали в саду "Эрмитаж". Для этого был наспех переоборудован так называемый Щукинский театр. Станиславский вспоминал: "Все стены с их пошлыми объявлениями мы просто закрасили белой краской. Скверную мебель закрыли хорошими чехлами, нашли приличные ковры и устлали ими все коридоры, примыкавшие к зрительному залу... Неприглядные углы закрыли лавровыми деревьями и цветами".
Но уже в 1902 году театр обосновался в новом здании, в Камергерском переулке. Не обошлось без помощи известного Саввы Морозова. Константин Сергеевич писал: "Савва Тимофеевич Морозов не только поддержал нас материально, но и согрел нас теплотой своего отзывчивого сердца и ободрил энергией своей жизнерадостной натуры".
Миллионер сам принимал участие в строительстве, не гнушаясь плотницкими и прочими работами. А архитектором был Федор Шехтель. Он же придумал знаменитый занавес с изображением чайки. Эта чайка стала символом театра. Она напоминает об одной мхатовской пьесе. О какой?
Посмотреть ответ
Великий Константин Сергеевич
Дом-музей Станиславского
Новая власть отнеслась к Станиславскому с большим пиететом. Ему оставили театр, выделили особняк в Леонтьевском переулке. О его оригинальных привычках ходили легенды. Искусствовед Александр Февральский писал: "Согласно установившемуся порядку после того, как студийцы и зрители занимали свои места, появлялся Станиславский. Все вставали. Полушутливо он говорил: "Позвольте пожать нежную дамскую ручку," — и пожимал руку одной из женщин, "И благородную мужскую руку" — и пожимал руку кого-либо из мужчин. Считалось, что таким образом он поздоровался со всем залом".
Многих его личность раздражала. Михаил Булгаков довольно язвительно вывел Константина Сергеевича в "Театральном романе". Тем не менее, это был великий мэтр, создавший великий театр.
В 1948 году здесь открылся мемориальный музей Станиславского. Кто был инициатором этого благородного начинания?
Посмотреть ответ
Узнавайте Москву вместе с нами!
Не забудьте скачать мобильное приложение:
AppStore Google Play
При поддержке
Правительства Москвы
© «Узнай Москву»
О проекте
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет — интерактивная ссылка).
Не хотите больше быть в курсе наших новостей? Отпишитесь.
999999999999999
999999999999999