среда, 10 марта 2021 г.

Владимир Шухов и его шедевры

10 марта 1939 года в Москве началось телевизионное вещание. В качестве передающей антенны использовали Шуховскую башню, самое необычное сооружение на Шаболовской улице. Она уже прекрасным образом зарекомендовала себя в деле радиовещания, и теперь переходила на уровень выше.
УЗНАЙ МОСКВУ
Владимир Шухов и его шедевры
с 11 по 17 марта
fbvkinstyt
ДомаМузеиМаршрутыПамятники
Здравствуйте!
10 марта 1939 года в Москве началось телевизионное вещание. В качестве передающей антенны использовали Шуховскую башню, самое необычное сооружение на Шаболовской улице. Она уже прекрасным образом зарекомендовала себя в деле радиовещания, и теперь переходила на уровень выше.
Вряд ли дебютный выпуск сильно вдохновил первых телезрителей — им был торжественно показан документальный фильм, посвященный открытию очередного коммунистического съезда. Затем Шаболовка выходила в эфир четыре раза в неделю, всего по два часа.
Словом, внешний вид самой Шуховской башни на тот момент, возможно, вызывал у москвичей гораздо больший интерес, чем телевидение. А мы, пользуясь случаем, поговорим о московских сооружениях, созданных знаменитым инженером Владимиром Шуховым.
Опрокинутая корзинка
Радиобашня Шухова
Шуховскую башню возводили с 1920 по 1922 годы. Инициатором строительства выступил лично В. И. Ленин. Беспроводное радио было необходимо для пропагандистских целей: в стране удавалось поймать некоторые зарубежные станции, а своей у правительства не было. Ходынская радиостанция, построенная в 1914 году, с задачей не справлялась.
И в 1922 году "Рабочая газета" сообщила: "Настройтесь на волну 3000 метров и слушайте! В воскресенье, 17 сентября в 3 часа дня по декретному времени на центральной радиотелефонной станции Наркомпочтеля состоится первый радиоконцерт. В программе русская музыка".
Кстати, удивительная форма этой башни возникла благодаря случайности. Владимир Григорьевич Шухов признавался: "Однажды прихожу раньше обычного в свой кабинет и вижу: моя ивовая корзинка для бумаг перевернута вверх дном, а на ней стоит довольно тяжелый горшок с фикусом. И так ясно встала передо мной будущая конструкция башни".
А какую геометрическую фигуру представляет из себя Шуховская башня?
Посмотреть ответ
Для Высших женских курсов
Здание Московских Высших женских курсов
Проявил себя Шухов и как архитектор. В начале прошлого столетия он вместе с Сергеем Устиновичем Соловьевым работал над зданием Московских Высших женских курсов. Именно Шухов проектировал вестибюль, книгохранилище, а также Большую и Малую аудитории.
В основе этого учебного учреждения были скромные женские курсы Владимира Герье. Сам основатель писал: "Слабоумные люди, заправлявшие в 80-х годах, полагали, что одержали большой успех над революцией, запретив прием девиц на Высшие женские курсы. Но десять лет спустя сами убедились в своей ошибке и стали думать о восстановлении курсов".
Результатом стал солидный институт, имеющий собственное комфортабельное здание.
А во что преобразовали женские курсы после революции?
Посмотреть ответ
Стеклянный вокзал
Киевский вокзал
Своего рода конек инженера Шухова — огромные прозрачные стеклянные крыши, словно парящие над архитектурными объемами или же просто над железнодорожными платформами. Именно Владимир Григорьевич делал перекрытие дебаркадера Киевского вокзала. Разумеется, не стоит преуменьшать роль главного архитектора проекта, Ивана Рерберга, но во многом благодаря именно этой ажурной крыше, вокзал в свое время стал одним из символов прогресса.
Журнал "Московский архитектурный мир" писал: "Брянский вокзал выдержан в стиле модернизированного московского ампира и украшен громадной башней-кампанилой... Подъездных путей предположено устроить четыре, а платформ — пять. Багаж будет подаваться к подъездным путям через особые тоннели, подведенные сюда из багажного отделения. Вообще вокзал решено построить со всеми необходимыми удобствами для публики и со всеми новейшими техническими приспособлениями".
А где делали крышу для дебаркадера Киевского вокзала?
Посмотреть ответ
Неустановленное авторство
Большой вагонный сарай Миусского трамвайного депо
Считается, что Владимир Григорьевич был соавтором главного сооружения Миусского депо — Большого вагонного сарая, а также вагонного сарая поменьше и кладовой. Речь, разумеется, идет о крышах, снабженных световыми фонарями. А само депо известно тем, что здесь в должности простого кондуктора трудился двадцатидвухлетний Константин Паустовский, будущий знаменитый писатель.
Правда, у Константина Георгиевича связаны с этой работой не лучшие воспоминания: "Со времен моего кондукторства я не люблю Лесную улицу. До сих пор она мне кажется самой пыльной и бестолковой улицей в Москве. Воспоминание о ней связано со скрежетом трамваев, выползающих на рассвете из железных ворот парка, с тяжелой кондукторской сумкой, натиравшей плечо, и с кислым запахом меди. Руки у нас, кондукторов, всегда были зелеными от медных денег".
А что сейчас находится в этом депо?
Посмотреть ответ
Надежный каркас
Торговый дом "Мюр и Мерилиз"
Знаменитый московский универмаг под названием ЦУМ (а в прошлом — "Мюр и Мерилиз") обязан своим появлением именно Шухову. Владельцы задумали выстроить здание в стиле английской готики. И при этом довольно высокое, с огромной нагрузкой на многочисленные межэтажные перекрытия. И эту — по тем временам довольно сложную — техническую задачу сумел решить Владимир Григорьевич. Он разработал легкий и надежный каркас, на котором и держится всем нам известное произведение архитектора Романа Клейна.
Эта торговая фирма всегда была на передовой не только технических, но и сервисных технологий. Здесь, например, довольно рано начали практиковать так называемую "торговлю по каталогу". Еще до появления нового здания Чехов писал сестре из Ялты: "Милая Маша, поскорее скажи Мерилизу, чтобы он выслал мне наложенным платежом барашковую шапку, которая у него в осеннем каталоге называется бадейкой (№ 216), каракулевой черной; выбери мягкую, размер 59 сантиметров... Если фуражки-американки (№ 213) теплы, то пусть Мерилиз пришлет еще и фуражку".
А когда было открыто новое здание универмага?
Посмотреть ответ
Двухкрасочное "чудовище"
Типография Сытина
Одна из не особенно известных шуховских работ — типографский комплекс Ивана Сытина на углу Пятницкой и Валовой улиц. Шухов трудился над проектом вместе со своим младшим коллегой Адольфом Эрнестовичем Эрихсоном.
И, разумеется, где Шухов — там прогресс. Николай Телешов описывал торжество "по случаю открытия вновь построенного фабричного корпуса и появления в нем, впервые в России, двухкрасочной ротационной машины — небывалого гиганта, выбрасывающего какое-то сказочное количество листов в час. Это невиданное доселе "чудовище", прибывшее из-за границы, стояло в нижнем этаже, а над ним, в верхнем помещении, в огромном зале будущей литографии, были накрыты столы для торжественного завтрака".
А какой знаменитый писатель жил в доме, стоявшем на месте будущей типографии?
Посмотреть ответ
Узнавайте Москву вместе с нами!
Не забудьте скачать мобильное приложение:
AppStoreGoogle Play
При поддержке
Правительства Москвы
© «Узнай Москву»
О проекте
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет — интерактивная ссылка).
Не хотите больше быть в курсе наших новостей? Отпишитесь.
999999999999999
999999999999999