четверг, 15 апреля 2021 г.

Дни наследия

18 апреля в Международный день охраны памятников и достопримечательных мест по традиции начинаются Дни исторического и культурного наследия. В честь этого дня многие дома-памятники открывают свои двери для экскурсий. Список, как всегда, обширен. Упомянем здесь лишь несколько объектов.
УЗНАЙ МОСКВУ
Дни наследия
с 15 по 21 апреля
fbvkinstyt
ДомаМузеиМаршрутыПамятники
Здравствуйте!
18 апреля в Международный день охраны памятников и достопримечательных мест по традиции начинаются Дни исторического и культурного наследия. В честь этого дня многие дома-памятники открывают свои двери для экскурсий. Список, как всегда, обширен. Упомянем здесь лишь несколько объектов.
Также в этот день пройдет интеллектуальный краеведческий диктант "Московский код". За час нужно будет ответить на 25 вопросов, которые задали известные деятели культуры и искусства, политические и общественные деятели, теле- и радиоведущие, спортсмены, блогеры. Среди них: Геннадий Хазанов, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Евгений Писарев, Кирилл Щитов, Маргарита Русецкая, Михаил Швыдкой, Светлана Зейналова, Илья Авербух, Мария Киселева и многие другие.
Лучшие из лучших будут награждены бесплатными сертификатами на экскурсии наших партнеров. Следите за информацией на нашем портале!
Тесно и расточительно
Дом-коммуна
Первые послереволюционные десятилетия — время смелых архитектурных экспериментов. Результат одного из них мы можем видеть во 2-м Донском переулке. Это общежитие студентов Текстильного института, выстроенное по проекту архитектора И. Николаева. Спальный, санитарный и учебный корпуса. Ленточные окна. Больше тысячи тесных спаленок, в каждой две узких кровати. Это был одновременно свежий архитектурный и социальный проект.
Правда, не обошлось без проблем. Главный журналист страны Михаил Кольцов опубликовал разгромную статью в главной газете — "Правде". Он упрекал авторов в расточительстве: "Вышло так, что для-ради вашего архитектурного франтовства, для-ради вашего колбасообразного окна истрачено балок, железа и цемента добавочно ровно столько, сколько нужно, чтобы устроить не пятнадцать, а двадцать пять тысяч студентов. Короче говоря, десять тысяч учащихся пролетариев будут из-за вашей милости стоять на улице, на морозе".
Все могло закончиться плачевно — в первую очередь для архитектора. Но, к счастью, обошлось.
А каковы были размеры спален?
Посмотреть ответ
Где писали "Горе от ума"?
Усадьба Барышникова
Это историческое здание на Мясницкой улице принято называть усадьбой Барышникова. Тем не менее, прославилось оно уже при следующем владельце, Степане Бегичеве. Дело в том, что Степан Никитич дружил с Александром Грибоедовым, и Александр Сергеевич часто и подолгу здесь гостил. У него даже были свои спальня и кабинет.
Одна из родственниц Бегичева вспоминала: "Грибоедов продолжал отделывать свою комедию "Горе от ума" и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. Тогда по вечерам раздавались его чудные импровизации на рояли, и я, имея свободный доступ в его кабинет, заслушивалась их до поздней ночи. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки".
А во второй половине XIX века здесь открылось медицинское учреждение. Какое?
Посмотреть ответ
Викулович
Подсосенский переулок
Это здание было построено в 1879 году по проекту архитектора Михаила Чичагова для Викулы Елисеевича Морозова. Затем особняк сделался собственностью его сына, Алексея Викуловича. Делами он практически не занимался. Передал управление семейным бизнесом младшему брату Ивану, а сам сосредоточился на своей коллекции икон, портретов и фарфора.
Маргарита Морозова писала о нем: "Это был человек очень тонкого ума, очень остроумный, любивший женское общество, хотя сам неженатый... Внешность его была очень приятной. Лицо правильное, нос "морозовский" с горбинкой, очень приятные голубые глаза и ослепительно бело-розовый цвет лица. Одет он был всегда с иголочки, все на нем было новое, без малейшей морщинки".
В советское время здесь расположилось одно известное издательство. Какое?
Посмотреть ответ
Шехтель строит для Шехтеля
Дом архитектора
Особняк Федора Шехтеля на Большой Садовой улице знаменитый архитектор выстроил для себя в 1910 году. Он не так роскошен, как особняки Рябушинского, Дерожинской и многие другие постройки Федора Осиповича. Здание более сдержанное, его можно даже назвать скромным.
Дом был гостеприимным. Здесь бывали и приятели самого архитектора, и друзья его детей. Младшая дочь Федора Осиповича, Вера Шехтель писала: "Сходились мы вчетвером: брат (Л. Жегин), Василий Чекрыгин, Маяковский и я. Нами в то время владели общие для всех четверых мысли протеста, бунта против закостенелых форм искусства. Мы спорили, говорили, готовили вещи для выставок. Маяковский часто читал новые стихи. Новые образы, новые формы встречались с бурной радостью".
После же революции здесь была мастерская известного советского скульптора. Кого именно?
Посмотреть ответ
"Не станут грызть медуз в Пекине"
Гостиница Пекин
Гостиница "Пекин" была построена в 1958 году как знак нерушимой советско-китайской дружбы. Автор ее — архитектор Дмитрий Чечулин. Тема китайских пагод угадывается, но здание все-таки больше похоже на знаменитые "сталинские высотки" (одну из них, на Котельнической набережной, выстроил все тот же Дмитрий Николаевич).
Распоряжение исполкома Моссовета предписывало "открыть в первом этаже здания гостиницы ресторан с китайской кухней и кафе при нем". Именно этот ресторан, а не гостиница, произвели особенное впечатление на москвичей. Китайская еда была диковинкой. Кто-то в нее сразу же влюблялся, кто-то, наоборот, относился скептически. Поэт Николай Глазков написал в одном своем стихотворении: "Да здравствуют мои читатели, Они умны и справедливы: На словоблудье не растратили Души прекрасные порывы. Им не нужны пустые хлопоты, Не станут грызть медуз в "Пекине". Как воробьев большого опыта, Не проведешь их на мякине!"
А Владимир Высоцкий и Марина Влади, наоборот, очень любили этот ресторан, и устраивали в нем, как писала Марина Владимировна, "целые пиршества".
А сколько номеров в этом отеле?
Посмотреть ответ
Художник вместо архитектора
Здание Цветковской галереи
Коллекционер Иван Евменьевич Цветков пошел по необычному пути. Чтобы построить себе дом, он пригласил не архитектора, а знаменитого художника Виктора Васнецова. Виктор Михайлович сделал рисунки. И потом уже по тем рисункам архитектор В. Башкиров выстроил древнерусский теремок — но только кирпичный, с водопроводом и канализацией.
Собирал Иван Евменьевич русскую живопись. Он говорил: "Только любовь к картинам своим и чужим, собирание картин составляют для меня высочайшее наслаждение и нравственное успокоение; здесь все мои душевные радости, которыми жива душа моя. Любовь к искусству есть страсть самая сильная и самая продолжительная из всех страстей, присущих человеческому сердцу".
Здание было построено в 1901 году, а вскоре после этого Иван Евменьевич передал свое собрание вместе с домом в дар Москве. Правда, оговорив свое пожизненное проживание в особняке. В каком году это произошло?
Посмотреть ответ
Узнавайте Москву вместе с нами!
Не забудьте скачать мобильное приложение:
AppStoreGoogle Play
При поддержке
Правительства Москвы
© «Узнай Москву»
О проекте
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет — интерактивная ссылка).
Не хотите больше быть в курсе наших новостей? Отпишитесь.
999999999999999
999999999999999