Здравствуйте! |
11 апреля 1964 года в московском кинотеатре "Россия" (ныне — музыкальный театр "Россия") состоялась премьера фильма Георгия Данелия "Я шагаю по Москве". Четверо симпатичных молодых людей перемещаются по Москве и попадают в разные забавные ситуации. |
Первое время критика ленты была довольно противоречивой. Фильм вышел настолько добрым и светлым, что многим не хватало в нем трудностей, которые бы преодолевали герои. Таким критикам казалось, что советское кино без этого существовать не вправе. |
Но фильм вышел настолько лучезарным, а образ города настолько поэтичным и манящим, что недовольные критики быстро оставили ленту в покое. |
Мы же сегодня побываем в тех местах Москвы, которые воспели автор сценария Геннадий Шпаликов и режиссер Георгий Данелия в своем удивительном фильме. |
Василий Блаженный и автомобили |
|
Покровский собор на рву |
Один из первых кадров — храм Василия Блаженного, рядом с которым совершенно спокойно ездят автомобили — лупоглазые и со скругленными углами, по дизайнерской моде того времени. |
Сейчас эту "проезжую часть" невозможно представить, а в шестидесятые она была делом привычным. Хотя именно из-за автомобилей Москва чуть было не лишилась этой уникальной достопримечательности. Когда обсуждалось будущее Красной площади, через нее хотели провести одну из главных транспортных магистралей. Рассматривалась идея снести храм. По преданию, во время одного из заседаний Лазарь Каганович снял с макета площади фигурку храма. На что Сталин сказал: "Лазарь, поставь церковь на место". |
Храм Василия Блаженного в то время был уже закрыт, в нем действовал музей. После Великой Отечественной войны закрыли и музей — на реставрацию. И вновь открыли лишь в 1947 году, к празднованию 800-летия Москвы. |
А когда в его ограде появился памятник Минину и Пожарскому? |
|
Подземка над рекой |
|
Станция метро "Воробьевы горы" |
Московские виды сменяют друг друга стремительно. И вот метромост — чудо советской инженерной мысли, как его тогда воспринимали. Станция метро "Ленинские горы" (ныне "Воробьевы горы") была сооружена за пять лет до выхода фильма и все еще поражала воображение москвичей. Когда подземное метро вдруг оказывается над рекой, возникает ощущение, что у человеческих возможностей вообще нет преград. А по самой реке плывет многоместное каноэ — один из символов той эпохи спортсменов-походников. |
Кстати, поначалу думали прокладывать метро-тоннель под дном Москвы-реки, а этот проект выбрали исключительно из соображений экономии. В результате вышла станция не только оригинальная, но и с самой длинной платформой — 282 метра. Чтобы попасть на нее, следовало преодолеть уникальную эскалаторную галерею, состоящую из трех эскалаторов по 90 метров каждый. Над платформой — автомобильный ярус, соединяющий проспект Вернадского с Комсомольским проспектом. |
Даже помещение дежурного по станции оформлено здесь необычно. Как? |
|
На руинах Собачьей площадки |
|
Улица Новый Арбат |
Герои фильма оказались на будущем Новом Арбате. Его только пробивают, и герои явно радуются этому событию. На заднем плане видны рожки дома Моссельпрома. |
Широченный проспект уничтожил огромный кусок ценной старой застройки, в том числе легендарную Собачью площадку. Надир Сафиев так описывал площадку незадолго до уничтожения: "Здесь, в тихих переулках Собачьей Площадки, исстари жил артистический люд, и их куртуазные поклоны, громкие, поставленные голоса никого не смущали. Артист уважал дворника, дворник артиста, и для соседа он был просто соседом. Многие здесь по-прежнему топили печи, вместе получали дрова на Большой Молчановке; знали, кто чем занимается, у кого какие заботы". |
Но мало кто в те времена ценил московскую историю. Проспект казался интереснее, чем старые дома. |
А как в то время называлась эта магистраль? |
|
Больше, чем ГУМ |
|
Верхние торговые ряды |
Часть действия происходит в ГУМе. Там главные герои знакомятся с главной героиней — продавщицей виниловых пластинок. Один из главных героев одалживает другому — совершенно незнакомому ему человеку — новенький костюм. |
ГУМ открылся — после продолжительного перерыва — в 1953 году, и во время съемок фильма представлял из себя фантастический (по советским временам) торгово-досуговый центр. Пункты подарочной упаковки, гравировальная мастерская, сберкасса и даже почтовое отделение. Буфеты, собственный цех по производству мороженого (притом оно считалось лучшим в городе и вообще в СССР), демонстрационный зал и ателье. |
Директор отчитывался: "Из Ленинграда к нам прибывают трикотаж, обувь, посуда. Рига поставляет текстиль, меха, радиотовары и мебель. Таллин — ковры, Вильнюс — радиотовары. Галантерею шлют Симферополь, Архангельск, Кисловодск. Меховые изделия прибывают с марками казанских, кировских и харьковских фабрик...". |
Вся страна работала на ГУМ. |
А когда на этом месте начали вести торговлю? |
|
Конфликт у Бородинской панорамы |
|
Музей-панорама "Бородинская битва" |
Одна из ссор героев происходит на Кутузовском проспекте, перед зданием музея-панорамы "Бородинская битва". Она тоже — одна из примет того времени. Здание для панорамы по проекту архитекторов Александра Корабельникова и Сергея Кучанова было построено в 1962 году и продолжало удивлять своей оригинальной формой. Нечто большое и круглое — такого в Москве еще не было. |
Первоначально панораму думали обустроить в Нескучном саду, но потом место сменили на Кутузовский проспект. Именно здесь была изба крестьянина Фролова, в которой состоялся исторический совет в Филях. Хотя изначально, в 1912 году панорама располагалась на Чистопрудном бульваре. Но в 1918 году ее закрыли, само полотно Франца Рубо скрутили в рулон, оно долго хранилось в неподходящих условиях, затем скрупулезно восстанавливалось, и вновь было представлено публике как раз к началу съемок фильма "Я шагаю по Москве". |
А каковы размеры панорамы? |
|
Парк времен "оттепели" |
|
Центральный Парк Культуры и Отдыха им. Горького |
Действие незаметно — прямо как в кино — перемещается в Центральный парк культуры. Этот рекреационный объект, получивший имя Горького еще при жизни писателя, всегда пользовалось популярностью. И в нем, разумеется, тоже ощущалась "хрущевская оттепель". Старые военизированные развлечения — парашютная вышка, камеры газоокуривания, всевозможные тиры — постепенно сменялись на новые, более мирные. Вместо стремительного "спирального спуска" — степенные "колеса обозрения". В бывшем павильоне "Механизация" появилась танцплощадка. В 1968 году открылось знаменитое кафе "Времена года" на 1200 мест. |
А когда был выстроен роскошный Главный вход? |
|
Узнавайте Москву вместе с нами! |