Здравствуйте! |
22 мая 1856 года Павел Третьяков приобрел две картины — «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Именно это событие считается моментом основания знаменитой Третьяковки. В эти дни ей исполняется 165 лет, что фактически совпало с празднованием Международного дня музеев, когда многие музеи открывают свои двери бесплатно, готовят специальные программы и встречают посетителей даже ночью. |
Павел Михайлович сформировал культуру взаимоотношений между художником и галеристом, сделал немало добрых дел как меценат, собрал величайшую коллекцию русской живописи и подарил ее Москве. И, что немаловажно, его пример стал катализатором для многих собирателей нашего города. |
Поговорим сегодня о московских коллекционерах, в той или иной степени вдохновленных примером Третьякова. |
Младший Третьяков |
|
Усадьба А. А. Замятина — С. М. Третьякова |
Одним из таких собирателей был младший брат Павла Михайловича, Сергей Третьяков. Неутомимый общественный деятель, щедрый благотворитель и городской голова. Об этом его назначении князь Владимир Голицын писал: «Лучшего выбора сделать нельзя было. Умный, культурно-образованный, обладавший прекрасным, но очень твердым характером, он умел воодушевлять своих сотрудников и сотоварищей, внушать им любовь и преданность делу, которое сам он безгранично любил и которое знал до мельчайших подробностей». |
Сергей, глядя на брата, тоже начал собирать картины. Отдавал предпочтение европейским мастерам. Но заботы о Москве не оставляли много времени на увлечение. Когда Сергей Павлович скончался — от инфаркта, в возрасте 58 лет — у него было 75 полотен западных художников и всего несколько русских. Их присоединили к собранию старшего брата, после чего Третьяковку и передали в дар городу. |
Третьяков-младший жил в усадьбе XVIII века на Гоголевском бульваре. А кому она досталась после его смерти? |
|
Коллекционер с Малой Грузинской |
|
Усадебный комплекс Щукина П. И. |
Известным собирателем был Петр Щукин. Он коллекционировал предметы старины: от украшений и оружия до тканей и посуды. Для своих богатств он выстроил в Грузинах целый комплекс зданий, связанных подземным коридором. Этот коридор тоже использовался как экспозиционное пространство. |
Алексей Бахрушин вспоминал: «Щукин Петр Иванович — серьезнейший собиратель из всех мне известных. Потому что он не собирает ничего, предварительно не собравши об этом предмете целую библиографию и не изучивши его по книгам. Так он изучал старые японские и китайские бытовые и художественные вещи, старинные польские кушаки, русскую парчу и нумизматику. Обо всем этом он может прочесть целую лекцию с места в карьер!». |
Щукин, как и Третьяков, еще при жизни передал свою коллекцию. Но не Москве. А кому? |
|
Мавр из Знаменского переулка |
|
Дом коллекционера Сергея Щукина |
Братья Петра Ивановича Щукина тоже были известными московскими коллекционерами. Дмитрий Иванович собирал европейскую живопись, Иван Иванович — исключительно испанскую, а круг интересов Сергея Ивановича был еще уже — французский импрессионизм. Но зато он погрузился в это увлечение полностью. Анри Матисс даже гостил в его особняке в Большом Знаменском переулке. Специально для украшения щукинской лестницы художник написал два известных панно — «Танец» и «Музыка». |
Андрей Белый называл Сергея Щукина Мавром. Вспоминал: «„Мавр" — твердеющий, чернобородый, но седоволосый, напучивший губы кровавые, Щукин: с виду любезен, на первый взгляд — не глуп, разговорчив; в общении даже прост». |
Художник Сергей Виноградов писал: «На пятничных его обедах помимо людей искусства были и люди от коммерции. Люди эти возмущались действиями Щукина, покупавшего „такие ужасы". Они запальчиво это высказывали, и видно было, как Сергей Иванович наслаждался этим, а нам было забавно наблюдать». |
А сколько работ было в собрании этого коллекционера? |
|
Как пари превратилось в музей |
|
Музей им. А. А. Бахрушина |
Уже упоминавшийся Алексей Александрович Бахрушин тоже был известным коллекционером и преподнес созданный им Театральный музей в дар Академии наук в 1913 году. |
Это был один из самых несерьезных московских музеев. Да и начинался он шутя — с дружеского пари. Молодой Бахрушин поспорил с приятелем — кто соберет больше вещей, имеющих прямое отношение к театру. Алексей не только выиграл, но и страшно увлекся таким собирательством. |
Этот музей с момента своего открытия практически не подвергался изменениям, а коллекция его все время продолжала пополняться. Путеводитель по Москве 1954 года сообщал: «С 1894 года существует Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина. Его материалы знакомят с историей русского дореволюционного и советского театра. Эскизы декораций и костюмов, макеты театральных постановок, афиши, программы рассказывают о наиболее значительных постановках, оставивших заметный след в истории театрального искусства». |
А бывшую Лужнецкую улицу, на которой он находится, даже переименовали в улицу Бахрушина. В каком году это произошло? |
|
«Самодур» Остроухов |
|
Дом И. С. Остроухова в Трубниках |
В Трубниковском переулке, в особняке постройки 1822 года, действовал частный «Музей личного вкуса». Его основал художник Илья Остроухов. Здесь французские импрессионисты мирно уживались с русскими передвижниками и древними иконами. |
Князь Сергей Щербатов вспоминал об Остроухове: «Человек крутого нрава, крайне властный и переменчивый, быстро вскипавший и отходчивый, невоспитанный и капризный, раздражительный, русский „самодур", на которого „накатывало" то одно, то иное настроение, Остроухов мог быть столь же грубым и неприятным, нетерпимым, резким в суждениях и оценках, сколь внезапно ласковым, добрым, почти сердечным, внимательным, участливым... Он не лишен был и красивого жеста. Раз моя жена залюбовалась у него прелестной группой старинного саксонского фарфора. На другое утро она была ей прислана в подарок». |
А как этот музей назвали после революции? |
|
Коллекционеры для себя |
|
Усадьба П. И. Харитоненко |
Но большинство московских собирателей все-таки создавали свои коллекции не как музеи, а для себя. Таким был богатый сахарозаводчик Павел Харитоненко. Стены его особняка на Софийской набережной, прямо напротив Кремля, украшали картины Айвазовского, Нестерова, Васнецова, Серова и многих других знаменитостей. |
Уже упоминавшийся князь С. Щербатов вспоминал: «Хотя к его собранию живописи передовые меценаты относились несколько свысока, но искренней, интимной, любви к картинам „для себя" в нем было больше, чем у них, и я очень ценил в нем эту искреннюю, подлинную любовь к своим приобретениям». |
А в 1931 году в особняке разместилось посольство одной большой страны. Какой? |
|
Узнавайте Москву вместе с нами! |