четверг, 10 июня 2021 г.

Модерн: Будапешт – Барселона – Москва

10 июня отмечается Всемирный день модерна. Это один из самых молодых праздников - он утвержден в 2013 году по инициативе одного венгерского журнала и был впервые проведен в будапештском Музее прикладного искусства.
УЗНАЙ МОСКВУ
Модерн: Будапешт – Барселона – Москва
с 10 по 16 июня
fbvkinstyt
ДомаМузеиМаршрутыПамятники
Здравствуйте!
10 июня отмечается Всемирный день модерна. Это один из самых молодых праздников — он утвержден в 2013 году по инициативе одного венгерского журнала и был впервые проведен в будапештском Музее прикладного искусства.
Архитектор, построивший этот музей (разумеется, в стиле модерн) — Эден Лехнер. Он скончался 10 июня 1914 года. В тот же день, только в 1926 году умер еще один прославленный мастер модерна — Антонио Гауди.
Будапештский модерн, как и барселонский, признан классикой этого стиля. Но и московский модерн чрезвычайно богат на шедевры. О нем сегодня и поговорим.
Северный модерн в Мещанской слободе
Дом Брюсова
Считается, что этот дом на Первой Мещанской улице построен в 1830-е годы. Но это не совсем так. В начале XX века архитектор Владимир Иванович Чагин перестроил его до неузнаваемости, в стиле благородного и сдержанного северного модерна. А в 1910 году дом стал одним из центров литературного притяжения. Здесь поселился Валерий Брюсов — поэт и предводитель русских символистов.
Максимилиан Волошин писал о Брюсове: "Застегнут узко и плотно в сюртук, сидевший плохо... Волосы и борода были черны. Лицо очень бледно, с неправильными убегающими кривизнами и окружностями овала. Лоб скруглен по-кошачьи. Больше всего останавливали внимание глаза, точно нарисованные черной краской на этом гладком лице и обведенные ровной непрерывной каймой, как у деревянной куклы. Потом, когда становилось понятно их выражение, то казалось, что ресницы обожжены их огнем".
Брюсов здесь прожил до самой смерти, до 1924 года. А в 1999 году тут открыли музей. Какой именно?
Посмотреть ответ
Скромный и богатый род Красильщиковых
Особняк Я.А. Рекка ‒ С.Д. Красильщиковой
Классикой московского модерна принято считать особняк Серафимы Красильщиковой, урожденной Морозовой. В декоре фасада — обилие листьев, цветов, драпировок, маски загадочных существ.
Брак Серафимы Давыдовны был почти мезальянсом. Представительница легендарного рода Морозовых, по линии Абрамовичей, вышла замуж за Федора Михайловича Красильщикова, скромного мануфактурщика. Впрочем, и Красильщиковы были не последними людьми в купеческой Москве. Павел Бурышкин писал о них: "Держались особняком, мало где в других домах купеческих династий бывали... Работали они одежный товар, который славился своим черным цветом, не линявшим при стирке. Товар их нарасхват раскупался на рынке, и дела их процветали".
Автор же этого здания — архитектор Густав Гельрих. Родился он в Гамбурге, но уже в 23 года приехал в Москву. И именно здесь он сформировался как мастер московского модерна. В нашем городе он выстроил более 40 домов, и особняк на Никитской — одно из ярчайших произведений Густава Августовича.
А как использовали этот особняк после революции?
Посмотреть ответ
Эксперименты Станислава Шацкого
Дом Общества "Детский труд и отдых"
Интересно здание общества "Сеттлемент", позднее "Детский труд и отдых". Это было воспитательное учреждение для бедных детей. Специалисты часто определяют его стиль как протофункциональный модерн — сочетание собственно модерна и функционализма. Автор проекта — архитектор, инженер и педагог Александр Зеленко. В здании были не только классы, бытовые и служебные помещения, но также театр и обсерватория. Средства на строительство собрали жители Марьиной рощи.
В 1908 году детский сад закрыли. Власти неожиданно решили, что его организаторы — Зеленко и педагог Станислав Шацкий — пропагандируют среди своих воспитанников социалистические ценности. Архитектор отсидел два месяца в тюрьме и уехал в Америку. Вскоре, впрочем, вернулся и продолжил свою профессиональную деятельность в России. А Шацкий перерегистрировал "Сеттлемент" как "Труд и отдых" и продолжил свою педагогическую деятельность.
В 1918 году он создал в этих стенах еще одно экспериментальное образовательное учреждение. Как оно называлось?
Посмотреть ответ
Госпожа Дерожинская, трижды жена
Особняк Дерожинской
Одно из роскошнейших зданий Москвы — особняк Александры Ивановны Дерожинской. Он был выстроен в начале прошлого столетия архитектором Федором Шехтелем, московским королем модерна. Современников там поражало все — и отделка, и техническое оснащение. Дуб, бронза и мрамор, камины, торшеры и наличники, росписи, лепнина и резьба. Паровое отопление, водопровод, канализация, система вентиляции, электричество и телефон. Лампочки, вставленные в сердцевины цветов, могли менять яркость — элементарный реостат воспринимался словно чудо.
Сама Александра Ивановна (урожденная Бутикова, в первом браке Рябушинская, во втором Дерожинская, а в третьем Зимина) была колоритной персоной. Брюс Локхарт, британский консул, так писал о ней: "Мне занимательно было наблюдать, как мадам Зимина, московская миллионерша, каждое воскресенье обедала и играла в бридж со своими тремя мужьями — двумя бывшими и одним настоящим. Это показывало толерантность и понимание, которые в то время были за пределами восприятия западной цивилизации. Английские жены, однако, с ханжеским ужасом разводили руками".
А что в этом особняке сегодня?
Посмотреть ответ
Бывший "Яр"
Гостиница "Советская"
В стиле модерн сделана знаменитая гостиница "Советская" на Ленинградском проспекте. Архитектор Адольф Эрихсон выстроил это здание в 1910 году для не менее знаменитого в то время ресторана "Яр". По вечерам сюда на тройках приезжали загулявшие купцы, а также отмечали свои выигрыши игроки на ипподроме. Ипподром располагался (и располагается) совсем недалеко.
Борис Зайцев писал: "Для них широко был открыт "Яр", играл оркестр, и знаменитый румын выбивал трели; горело золотом шампанское в вечернем свете, продавали розы".
А в советское время здесь начал работать цыганский театр "Ромэн". В каком году это произошло?
Посмотреть ответ
Пасхальные яйца с сюрпризами
Особняк И.Л. Динга
В основном сегодня вспоминают три московских кондитерских фабрики — Эйнем, Сиу и Абрикосова. Но их на самом деле было 213 штук, и многие имели свое неповторимое лицо. В частности, конфетная и макаронная фабрика Иоганна-Леонарда Динга (здание ее администрации в стиле модерн до сих пор украшает Сокольники) специализировалась на шоколадных яйцах с сюрпризами, аналогах нынешних киндер-сюрпризов.
Эти яйца выпускали только к Пасхе, начиная с 1909 года. Самые простые и дешевые были без сюрприза — вместо него вкладывался леденец от кашля. В яйцах подороже можно было обнаружить картинку, свистульку и даже крохотную фигурку из фарфора. Яйца третьего уровня, как ни странно, тоже были без сюрприза. Они имели высоту до 27 сантиметров, и тонкие шоколадные стенки могли просто не выдержать нагрузки и треснуть.
Самое же крупное яйцо из выпущенных Дингом весило 60 килограммов и было высотой больше полутора метров.
Но с началом Первой мировой войны поднялись очень серьезные антинемецкие настроения, и Иоганн-Леонард решил уехать из России. Кому он продал свою фабрику?
Посмотреть ответ
Узнавайте Москву вместе с нами!
Не забудьте скачать мобильное приложение:
AppStoreGoogle Play
При поддержке
Правительства Москвы
© «Узнай Москву»
О проекте
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет — интерактивная ссылка).
Не хотите больше быть в курсе наших новостей? Отпишитесь.
999999999999999
999999999999999