Здравствуйте! |
7 июля 1926 года скончался архитектор Федор Осипович Шехтель. А 1 июля этого года умерла Евгения Ивановна Кириченко — академик, доктор искусствоведения, крупнейший исследователь архитектуры эклектики и модерна. Когда-то именно она первая написала о модерне, как о большом и достойном внимания стиле. И первая открыла Шехтеля как крупного архитектора. Белую книгу, вышедшую в далеком 1973 году, помнят наверняка все, кто хоть в какой-то мере интересуется московским модерном. |
Сегодня мы вспоминаем Москву Федора Шехтеля, которую открыла Евгения Ивановна. |
Ученик и помощник |
|
Театр "Парадиз" |
В конце 1880-х годов антрепренер Георгий Парадиз строит на Большой Никитской улице новое здание театра. Руководит проектом архитектор Константин Терский. Помогает ему ученик — Федор Шехтель. Ученик явно не без способностей, и Константин Викторович доверяет ему разработку фасада. Фактически, то, что мы видим на углу Большой Никитской улицы и Малого Кисловского переулка — это не столько Терский, сколько Шехтель. |
Мнения искусствоведов разделяются, споры ведутся до сих пор. Не всем понравился этот фасад. Известный и авторитетный исследователь Евгений Николаев писал в середине XX века в книге «Классическая Москва»: «На участке был построен театр (по проекту арх. Терского) в том чудовищном стиле, который считался тогда „русским"». Но Николаев специализировался на архитектуре классицизма, а здесь следовало разглядеть будущего гения модерна. |
А какой театр здесь находится сегодня? |
|
Начинаем с замков |
|
Особняк Морозовой |
Это одна из первых самостоятельных работ Федора Шехтеля. Так уж вышло — начинал он сразу с замков. Строительство особняка Зинаиды Морозовой (а фактически, Саввы Морозова) — это 1893 год, Федору Осиповичу — всего 34 года. |
Дом первое время называли «новым московским чудом». Считали огромной удачей, если вдруг удавалось его осмотреть. Разве что Горькому шехтелевский шедевр не нравился. Алексей Максимович писал: «Внешний вид... дома на Спиридоновке напоминал мне скучный и огромный мавзолей, зачем-то построенный не на кладбище, а в улице. Дверь отворял большой усатый человек в костюме черкеса, с кинжалом у пояса; он казался совершенно лишним или случайным среди тяжелой московской роскоши и обширного вестибюля... Внизу — гостиная чудесно расписана Врубелем, холодный и пустынный зал с колоннами розоватого мрамора, огромная столовая, с буфетом, мрачным, как модель крематориума, и во всех комнатах — множество богатых вещей разнообразного характера и одинакового назначения: мешать человеку свободно двигаться. В спальне хозяйки — устрашающее количество севрского фарфора: фарфором украшена широкая кровать, из фарфора рамы зеркал, фарфоровые вазы и фигурки на туалетном столе и по стенам, на кронштейнах. Это немножко напоминало магазин посуды». |
А кто стал следующим владельцем этого особняка? |
|
«Мягкая, как нигде в Европе» |
|
Особняк Смирнова |
Особняк Петра Смирнова на Тверском бульваре был перестроен Шехтелем в самом начале позапрошлого столетия. Тогда это уже маститый мастер, знающий себе цену. И заказчики ее неплохо знали — гонорары Федора Осиповича были отнюдь не символические. Но наследник водочных магнатов П. Смирнов мог себе и не такое позволить. «Смирновка» славилась на всю Россию и была известна за ее пределами. Василий Розанов писал: «Рюмка водки за обедом... Смирновской, мягкой, как нигде в Европе не выделывается... Да, водка у нас лучшая в Европе». |
А до Смирнова (и, соответственно, до шехтелевской перестройки) здесь проживала семья Базилевских. Петр Андреевич, глава семейства, вошел в историю своей жестокостью. По Москве ходили слухи, что его крепостные однажды не выдержали и высекли своего барина. |
Здесь же в последний раз виделись Михаил Лермонтов и его возлюбленная, Варенька Лопухина. А в 1945 году в доме появился новый предмет интерьера, трофейный. Что именно? |
|
Новый Пимен |
|
Церковь Пимена в Новых Воротниках |
Шехтель не только возводил особняки. Он еще занимался украшением храмов. В частности, для церкви Нового Пимена Федор Осипович выполнил мраморные резные иконостасы. |
У храма есть еще одно название — церковь Пимена в Новых Воротниках. Слобода воротников, то есть, охранников московских городских ворот, первоначально была расположена в районе нынешнего Воротниковского переулка. Там же находилась церковь Пимена. Но в XVII веке слобода переехала. В Москве появились две исторических местности со схожим названием — Старые Воротники и Новые Воротники. |
Соответственно, было два храма, которые москвичи называли просто: Старый Пимен и Новый Пимен. |
Одно время регентом здешнего церковного хора служил будущий Патриарх Московский и всея Руси. Кто? |
|
Искусство некрополя |
|
Немецкое кладбище |
Руке Шехтеля принадлежит немало московских надгробий. В частности, на Немецком кладбище, оно же Введенское. Не удивительно — сам Федор Осипович был немецких, а точнее, баварских кровей. |
Это московское кладбище сильно выделяется среди других. Исследователь некрополя Алексей Саладин писал: «Начиная с привратника, аккуратно сделанных указательных надписей объявлений, обилия водоразборных колонок, цветов — все это придает иной вид кладбищу. Памятники на первый взгляд ничем, кроме, конечно, надписей, не отличаются от православных, и только обойдя кладбище, можно убедиться, что здесь не заметно тех грубых гробниц и аналоев из песчаника с украшениями и фигурами, которых так много на православных кладбищах. Большинство памятников скромны и просты. Среди них нередко встречаются произведения настоящего современного искусства». |
Именно к таковым и относились шехтелевские произведения. Например, семейные захоронения мукомолов Эрлангеров и аптекарей Феррейнов. |
А почему это кладбище называется Введенским? |
|
Надгробие, сделанное для себя |
|
Ваганьковское кладбище |
Сам Шехтель похоронен на Ваганьковском. Тот же Саладин отзывался о нем в несколько иных словах: «Ваганьковское кладбище — самое обширное и наиболее посещаемое московское. Весною, после Пасхи, когда зазеленеет трава и в теплые ясные дни осени, когда золотые листья кружатся и, мелькая в воздухе, осыпают могилы, — на Ваганьковском кладбище по аллеям двигаются густые толпы народа. Кладбище это известно всей Москве, хотя оно не отличается ни богатством памятников, ни красотою местоположения или распланировки. Популярность Ваганьковского кладбища надо искать в его населении, его обширных размерах и близости к центру города». |
Под «населением» Алексей Тимофеевич подразумевал множество захороненных здесь творческих деятелей. |
Прах Федора Осиповича покоится в семейной могиле. Треугольник, усеченный по бокам, а на нем крест, вписанный в круг. Это надгробие сделал сам Шехтель еще в 1895 году. |
К какому времени принадлежат самые старые надгробия этого кладбища? |
|
Узнавайте Москву вместе с нами! |