Здравствуйте! |
28 июля 1958 года в Москве открыли памятник Владимиру Маяковскому. Отношение к этой скульптуре было неоднозначным. Юрий Олеша писал: «В Москве два памятника Маяковскому: один — статуя, к которой он, по всей вероятности, отнесся бы строго, а другой — станция метро его имени, от которой он, влюбленный в индустриальное, несомненно, пришел бы в восторг». |
А мы пройдемся по тем местам нашего города, которые напоминают о поэте. |
|
| Кунцевский роман |
|
Судьба Маяковского связана с Кунцево. Он жил здесь в начале 1910-х годов, на даче у Шехтелей. Очень любил огромный старый дуб, стоявший на крутом речном берегу. Утверждал, что знаменитая фраза — «Идите и гладьте — гладьте сухих и черных кошек!» — явилась ему именно возле кунцевского дуба. |
Здесь у Маяковского случился роман с дочерью архитектора Федора Шехтеля, художницей Верой. Вера Федоровна записывала в дневнике: «Маяковский был сегодня очень милый, сел позировать (хотя плохо), принес мне книжку с надписью „Хорошей Вероньке", и потом играли в теннис. В.М. для первого раза играл очень недурно». |
А в каком году было построено здание кунцевской железнодорожной станции? |
|
|
| Маяковский читает стихи в общежитии |
|
Романовка, она же дом Романовых, официально называлась меблированными комнатами, а фактически была дешевым студенческим общежитием. Она располагалась в районе Козихи, где традиционно селилось небогатое студенчество. Здешние обитатели даже сочинили песню: |
Есть в столице Москве Один шумный квартал — Он Козихой Большой прозывается. От зари до зари Лишь зажгут фонари Вереницей студенты шатаются. |
Владимир Маяковский читал в доме Романовых свои ранние стихи. Сам он тут не жил, но часто навещал приятелей по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества. Маяковский писал, что там было «как в латинском квартале. Только теплее. Гораздо теплее». |
Здесь же поначалу проходили репетиции одного известного театра. Какого? |
|
|
| «Не заспишься» |
|
Одно из московских мест, связанных с Владимиром Маяковским, — телеграфное агентство РОСТА, главная пропагандистская организация большевистской России. Оно располагалось в обычном доходном доме в Милютинском переулке. Поэт рисовал здесь плакаты и придумывал стихи. |
Маяковский вспоминал: «Отдыхов не было. Работали в огромной нетопленой, сводящей морозом (впоследствии — выедающей глаза дымом буржуйки) мастерской РОСТА. Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову, ложась спать, полено вместо подушки, с тем расчетом, что на полене особенно не заспишься, и, поспав ровно столько, сколько необходимо, вскочишь работать снова». |
С каким отделом Российского телеграфного агентства сотрудничал Маяковский? |
|
|
| Королевство «готовых блузок» |
|
Одним из московских объектов, которые рекламировал Маяковский, был Петровский пассаж. Владимир Владимирович писал: |
С восторгом бросив подсолнухи лузгать, восторженно подняв бровки, читает работница: «Готовые блузки. Последний крик Петровки». |
А еще здесь проходили аукционы по продаже имущества, отобранного у так называемых «бывших» людей. В первую очередь у дворянства. Однако, сам аукционист вышел явно из старого времени. Газеты писали: «Он как будто сошел с обложки папирос „Сэр": начисто выбритый подбородок, тщательный пробор, крепко затянутый галстук... Он произносит сотню слов в минуту: — Старинный силуэт в раме три рубля. Силуэт — кто больше? 3 рубля 20 копеек слева. Раз... 3 рубля 50 копеек — у окна, раз, 3 рубля 50 копеек два... 3 рубля 70 копеек у дверей — раз... 4 рубля гражданин в пенсне. 4 рубля. Раз, два... 4 рубля три...». |
Кстати, именно здесь герои знаменитого романа Ильфа и Петрова упустили свои стулья. |
А что стало с Петровским пассажем в Великую Отечественную войну? |
|
|
| «Кушайте сельдя» |
|
В этом доме в 1831 году, на балу у Анастасии Щербининой, танцевали Пушкин и его жена Наталья Николаевна. Это был их первый бал после венчания. |
А после революции в особняке открыли Дом печати. В церемонии открытия участвовал Владимир Маяковский. Журналист Александр Февральский писал: «Открытие Дома печати происходило в дружественной обстановке. После официальной части собравшиеся из зрительного зала прошли в уютную столовую, где была устроена роскошная (по тем, совершенно голодным временам) трапеза, состоявшая из чая без сахара, кусочка черного хлеба, сельди и еще каких-то яств в том же роде. Маяковский все потчевал нас, приговаривая: „Кушайте сельдя, замечательный сельдь!" Сельди были у Маяковского в быту и в стихах существом мужского рода». |
Что здесь расположено сегодня? |
|
|
| Маяковский большой и Маяковский маленький |
|
Для сегодняшнего москвича главное место, связанное с Маяковским — Триумфальная площадь, до недавних пор — площадь Маяковского. При жизни Владимир Владимирович это место особенно не выделял, но именно здесь ему установили памятник работы скульптора Александра Кибальникова. |
Подготовка была необычной и весьма увлекательной. Листаем «Огонек» за 1957 год: «Не так давно прохожие наблюдали любопытное зрелище: на площади Маяковского поднялись разом два макета статуи разной величины. Надо было их наглядно сравнить и выбрать наиболее рациональную с градостроительной точки зрения высоту... Сложнее обстоит дело с постаментом. Для того, чтобы доставить глыбу к железной дороге придется проложить временную узкоколейку». |
Кстати, что поэт держит в руках? |
|
Узнавайте Москву вместе с нами! |