Здравствуйте! |
19 августа — Всемирный день фотографии. Именно в этот день в 1839 году широкой публике представили так называемый дагерротип — первую фотографию. Его назвали в честь изобретателя Луи Жака Манде Дагера. Тогда же французский физик Франсуа Араго выступил с речью и объяснил суть нового изобретения: «Возможность закрепить производимое светом изображение с изумительной точностью, гармонией света и теней, верностью перспективы и разнообразием тонов рисунка». |
Тем не менее, качество первых снимков было настолько плохим, что многие считают дагерротип даже не фотографией, а прототипом фотографии. Но с него началась индустрия, перевернувшая мир. |
Разумеется, Москва немыслима без фото. Вспомним сегодня о местах, имеющих прямое отношение к удивительному миру светописи. |
|
| Для не умеющих рисовать |
|
Москвичи познакомились с новым прибором сразу же после его французской презентации. В том же 1839 году магазин братьев Беккерс на Кузнецком мосту начал принимать заказы на удивительный девайс. Газеты сообщали: «Сия машина, изобретенная г-ном Дагером в Париже, посредством коей не умеющий рисовать может снимать всякие виды с удивительной точностью, уже везде известна по многочисленным описаниям в газетах и журналах; магазину братьев Беккерс на Кузнецком Мосту препоручено принимать подписки на сию машину. Цена всему аппарату с наставлением 550 руб. ассигнациями». |
Уже на следующий год в витринах все того же магазина появились — разумеется, в рекламных целях — первые дагерротипы с видами Москвы. |
Впоследствии здание неоднократно перестраивалось. Что там сейчас? |
|
|
| Великий фотограф Панов |
|
Во второй половине XIX века в Москве начали открываться многочисленные фотостудии, фотосалоны и фотоателье. Одно из таких ателье принадлежало фотографу Михаилу Панову. «Московские ведомости» сообщали об одной его авторской выставке: «Здесь можно видеть применение к фотографии различных родов освещения, составлявших отличительное качество знаменитых живописцев». |
Именно Панов в 1880 году сделал знаменитый портрет Федора Михайловича Достоевского. Иван Крамской писал об этом снимке: «Что в нем примечательно — это выражение. По этой фотографии можно судить, насколько прибавилось в лице Достоевского значения и глубины мысли. Фотографии редко дают сумму всего, что лицо человеческое в себе заключает: в фотографии Панова явилось счастливое и редкое исключение». |
Панову же принадлежит не менее известный групповой портрет художников-передвижников. А на московской Политехнической выставке 1872 года он получил Большую золотую медаль. За что? |
|
|
| Фотограф и психолог |
|
Дом в начале Мясницкой улицы арендовал у Вятского архиерейского подворья известный фотограф Петр Павлов. Он специализировался на репортаже — снимал театральные премьеры, открытия памятников, художественно-промышленные выставки и даже коронационные торжества. Участие в подобных мероприятиях требовало множества разрешений и согласований. |
Вот, например, его письмо одному из режиссеров Московского Художественного театра, А.А. Санину: «Глубокоуважаемый Александр Акимович! Услыхав, что будет сотое представление „Царя Федора", конечно, страшно захотелось побывать, долго думал, как достать билет, чтобы никого не беспокоить, ни до чего не додумался, но Бог Всесильный, а у меня друзья хорошие, на кого же мне больше надеяться, как только ни на Вас и на Бога. Думаю, что я буду счастлив, если я буду на сотом представлении „Царя Федора Иоанновича". Целиком весь твой. Петр Павлов». |
Сейчас его работы хранятся во многих музеях страны. В каких именно? |
|
|
| Шерер и Набгольц |
|
Самой, пожалуй, известной в Москве была фотографическая фирма «Шерер, Набгольц и Ко». Она названа так по фамилиям двух владельцев — немца Мартина Николаевича Шерера и швейцарца Георгия Ивановича Набгольца. |
«Неужели у Вас нашлось бы время побывать у Шерера-Набгольца и спросить, в каком виде у них теперь издание фототипий с моих работ; сколько готовы и насколько удовлетворительны снимки?» — писал Илья Репин Татьяне Львовне Толстой. |
А это актриса Ольга Книппер Чехова — Антону Павловичу Чехову, своему супругу: «Сегодня весь день снимали „На дне" у Шерера и Набгольц. Он сделал такой дивный альбом „Власти тьмы", что просто не налюбуешься». |
Фирма в огромном количестве выпускала видовые открытки. Она же участвовала в издании знаменитых «Найденовских альбомов». |
Компания то и дело меняла адреса, однако самих Шерера и Набгольца практически всегда можно было увидеть в евангелическо-реформатской церкви в Малом Трехсвятительском переулке. |
В 1898 году в этой церкви соорудили орган. Сейчас он стоит на учете как памятник истории и культуры. А какой мастер его делал? |
|
|
| Фотоискусство в каждый дом |
|
Между тем, фотографические технологии совершенствуются, качество снимков повышается. В продаже появляются все новые и новые устройства, способные облегчить труд фотографа. Например, прибор А.А. Ярковского для определения скорости моментальных фотографических затворов — фактически, один из первых экспонометров. Журнал «Фотографические новости» писал о нем в 1912 году: «Прибор состоит из деревянного станка, на котором укреплено велосипедное колесо с обитым тяжелой свинцовой полосой ободом. В четырех точках обода к колесу привинчены деревянные закрепки с поставленными на них наклонно зеркалами; два зеркала — плоские, два других сферические весьма большого радиуса». |
И это устройство считалось компактным! |
В Москве появлялось все больше фотографов-любителей. И вот уже в простых домах устраивают специальные темные комнаты для обработки фотографических пластин и получения отпечатков. Одна из первых таких фотолабораторий появилась в 1902 году в Мещанской слободе во время перестройки нынешнего дома 25 по проспекту Мира. |
А кому принадлежало это здание? |
|
|
| Революция Родченко |
|
В 1996 году куратор Ольга Свиблова открыла музей под названием «Московский дом фотографии». В 2003 году он стал «Мультимедиа Арт Музеем». Это была не просто смена вывески — музей действительно использует в своей работе самые современные и разнообразные мультимедийные технологии. |
Здесь хранятся фотографические работы величайших мастеров, в разное время снимавших Москву. В первую очередь — Александра Родченко. Он полностью изменил представление о городской фотографии, сделав в ней упор на линию и ритм. Александр Михайлович писал: «Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще. Линия есть путь прохождения, движение, столкновение, грань, скреп, соединение, разрез». |
Сегодня почти каждый снимок Родченко — признанный фотографический шедевр. Не удивительно, что при «Мультимедиа Арт Музее» работает Школа имени Родченко. В каком году она открылась? |
|
Узнавайте Москву вместе с нами! |