Здравствуйте! |
26 ноября — день рождения знаменитого московского Царь-колокола. В 1734 году начались работы по его отливке. Этот колокол ни разу не звонил, зато он стал одним из главных символов Москвы. «Кто Царь-колокол подымет? Кто Царь-пушку повернет? Шляпы кто, гордец, не снимет у святых в Кремле ворот?!» — писал Федор Глинка в одном из лучших стихотворений, посвященных городу. |
И сегодня мы говорим о московских колоколах. |
|
| Все беды от пожаров |
|
В литейных печах на территории Кремля после торжественной службы в Успенском соборе зажгли огонь — началась переплавка множества обломков старых колоколов с добавлением 1276 пудов нового металла. Печи обслуживали 83 человека, а работами руководил колокольных и артиллерийских дел мастер Иван Федорович Моторин. |
К сожалению, сразу многое пошло не так. Произошел пожар, в котором пострадала колокольная форма. Скончался Моторин, руководство перешло к его сыну. В результате колокол отлили только в конце 1735 года. Его вес составил около 200 тонн. |
И вдруг вновь случился пожар. Чтобы колокол не расплавился, его принялись поливать водой. Но переусердствовали, и из-за перепада температур от Царь-колокола отвалился приличный кусок. И сам колокол, и этот кусок можно видеть сегодня в Кремле. |
Когда Царь-колокол подняли из литейной ямы? |
|
|
| Колокол с лилиями |
|
Уже из названия этого храма — церковь Николая Чудотворца «Красный звон» — понятно, что он отличался особо красивым звучанием колоколов. Из них самым ценным считался трофейный колокол 1573 года, подаренный самим царем Алексеем Михайловичем. Колокол перешел к России в русско-польскую войну 1654-1667 годов и был украшен изображением трех лилий и надписями на латыни. Впрочем, и до этого подарка колокольня Николая Чудотворца выделялась среди прочих — ведь название «Красный звон» существовало еще в 1561 году. |
А внутренность храма украшали иконы авторства знаменитого Федора Ушакова. |
Увы, в 1858 году этот редчайший памятник снесли, и построили на его месте новый храм. После революции им завладел обновленческий приход «Свободной трудовой церкви». По официальной версии, «за несоблюдение договора расторгнут договор с верующими на церковь Николы Красный Звон в Юшковом переулке у Ильинки. Храм передан другой группе верующих, пожелавшей взять его». |
Затем церковь закрыли. А с 1996 года здесь снова проходят регулярные службы. |
А куда в советскую эпоху поместили колокол с лилиями? |
|
|
| Набатный колокол |
|
Один из известнейших колоколов висел на Набатной башне Кремля. Собственно, поэтому ее так и назвали — здесь били в набат во время пожара. Существовали особые правила — в случае пожара в Кремле надо было «бить во все три набата в оба края, поскору», в случае пожара в Китай-городе — «бить в один Спасский набат в один край, скоро же», и так далее. |
«Особым характером звона отличались набатные колокола, поэтому горожане сразу отличали набат от обычного церковного звона», — писал исследователь старины Иван Кондратьев. |
Но в 1771 году Екатерина Великая вдруг приказала вырвать у этого набатного колокола язык. Почему? |
|
|
| Главная колокольня Москвы |
|
Главной московской колокольней считается Иван Великий, находящийся в Кремле. Фактически, это целый комплекс сооружений, который начали создавать в 1505 году, а закончили уже после войны с Наполеоном. |
Лермонтов описывал панораму Москвы, обозреваемую с этой колокольни: «Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве». |
Один из градоначальников города Глупова (М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города»), кстати, «был роста трех аршин и трех вершков и кичился тем, что происходит по прямой линии от Ивана Великого». |
Именно с этой колокольни начинался пасхальный перезвон. Сестра Антона Павловича Чехова Мария вспоминала: «До заутрени над городом стояла тишина. Но вот ударял первый тяжелый колокол на кремлевском Иване Великом, второй, третий... и начинался звон во все колокола этой огромной колокольни. В этот момент вступали колокола других церквей, и раздавался знаменитый московский пасхальный звон сорока сороков». |
Невозможно представить Москву без Ивана Великого. |
А кто был автором самой колокольни? |
|
|
| Колокол-путешественник |
|
Интересна судьба колокола из церкви Николая Чудотворца в Пыжах. Сам храм — один из старейших в Москве. Его построили в 1657 году (по другой версии, в 1670 году) стрельцы полка Богдана Пыжова. С тех пор церковь, конечно, менялась, но не капитально. К ней пристроили колокольню и южный придел, надстроили трапезную. Храм пострадал в 1812 году, но впоследствии был восстановлен. |
После революции церковь закрыли, иконы передали Третьяковской галерее, а колокол — Большому театру. Он звонил в опере Мусоргского «Борис Годунов». |
Идея устроить в главном театре страны звонницу явилась уже после революции. Она принадлежала звонарю Алексею Кусакину, и таким образом удалось спасти от переплавки немало московских колоколов. |
Потом этот колокол все-таки перенесли из театра в церковь. Но в другую. В какую? |
|
|
| «Колокола» без колоколов |
|
«Колокола», которыми прославилась кирха Петра и Павла в Старосадском переулке, не имеют никакого отношения к колокольне этой церкви. Здесь в 1913 году москвичи впервые услышали знаменитую симфоническую поэму Сергея Рахманинова «Колокола». |
Композитор писал: «Вот уже два месяца целыми днями работаю. Когда работа делается совсем не по силам, сажусь в автомобиль и лечу верст за пятьдесят отсюда, на простор, на большую дорогу. Вдыхаю в себя воздух и благословляю свободу и голубые небеса. После такой воздушной ванны чувствую себя опять бодрее и крепче. Недавно окончил одну работу. Это поэма для оркестра, хора и голосов соло. Текст Эдгара По „Колокола"». |
Кирха была выбрана, поскольку ее церковный зал обладал превосходной акустикой. После революции здесь открылся кинотеатр «Арктика», а после Великой Отечественной войны — одна знаменитая студия. Какая? |
|
Узнавайте Москву вместе с нами! И наслаждайтесь колокольным звоном. |