четверг, 9 декабря 2021 г.

Москва и художники

8 декабря – Международный день художника. Он был учрежден в 2007 году Международной ассоциацией «Искусство народов мира».
Узнай Москву Москва и художники
Здравствуйте!
8 декабря — Международный день художника. Он был учрежден в 2007 году Международной ассоциацией «Искусство народов мира».
Москва всегда была особо притягательна для живописцев. Пожалуй, даже больше, чем дореволюционная столица — Петербург. Там практически нет панорам, разве что на нескольких парадных площадях, на Неве и отчасти на Мойке. Узенькие улицы, переулки сдавлены высокими и серыми домами. Дворики крохотные. Негде глазу разгуляться.
А в Москве — простор, холмы, бульвары. Настоящее раздолье. Да и знати для портретов тоже предостаточно.
Поговорим сегодня о художниках, выбравших для своей жизни и работы Москву.
picture
📍История с ногтем
В доме 11, строение 6, по Волхонке жил художник Василий Тропинин. Здесь же зимой 1826-1827 годов он написал известный портрет Пушкина.
Не обошлось без курьеза. Еще во время первого сеанса Василий Андреевич заметил на одном из пальцев Александра Сергеевича длинный ноготь. На масонском языке это был некий тайный знак. Тропинин, будучи масоном, это знал и изобразил в ответ определенную, тоже секретную фигуру. Пушкин же погрозил ему пальцем. Он-то носил этот ноготь из простого щегольства.
Портрет вышел замечательный. Литератор Николай Полевой писал в «Московском телеграфе»: «Сходство... с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиогномия Пушкина, — столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, — вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о нем истинное понятие».
А кому Пушкин подарил эту работу?
Посмотреть ответ
picture
📍Московский портретист
Дом на углу Старой Басманной улицы и Токмакова переулка называют домом Рокотова. Хотя на самом деле непонятно, когда именно он был построен — до появления здесь Рокотова или после. Впрочем, доподлинно известно, что известный русский портретист, «Императорской Академии художник Федор Степанов сын Рокотов» в 1785 году покупает этот земельный участок.
К тому времени он многого добился. Сначала обучался, а затем служил в упомянутой Академии художеств. Заработал себе имя. Перебрался в первопрестольную — здесь было проще с частными заказами. По словам одного современника, «переписал всю Москву».
Разленился, стал отказываться даже от престижных и выгодных заказов. Член Московского опекунского совета Богдан Васильевич Умский жаловался: «Прокофия Акинфиевича Демидова портрет иметь в Совете должны... да к тому же и писать некому. Рокотов один за славою стал спесив и важен».
В конце 1808 года Рокотов скончался в своем подмосковном имении. А кому он продал свой участок на старой Басманной?
Посмотреть ответ
picture
📍Веревка вместо перил
В 1894 году художник Виктор Васнецов построил себе дом в Мещанской слободе. По собственным рисункам. Вышел сказочный теремок, одна из достопримечательностей города. Тут собиралась творческая интеллигенция Москвы. В первую очередь, художники — Илья Репин, Василий Суриков, Валентин Серов.
Здесь Виктор Михайлович прожил до самой смерти, до 1926 года.
В этом доме необычным было все. Племянник Виктора Михайловича, Всеволод Аполлинарьевич писал: «Особую необычность обстановке дома дяди Виктора придавала внутренняя деревянная винтовая лестница, ведшая из гостиной в мастерскую и „светелку". Перилами этой лестницы служила толстая веревка, обшитая красным сукном. Медленно поднимаясь и поскрипывая ступеньками, дядя всегда подтягивался за эту веревку. Он говорил, что так легче подниматься — пользуешься не только ногами, но и рукой. В этом я ему подражал и старался ходить так же, как он».
Что в этом доме сейчас?
Посмотреть ответ
picture
📍В простом доходном доме
Аполлинарий Михайлович Васнецов был одновременно художником и историком. Он писал виды и сценки древней Москвы. В отличие от своего более известного брата, жил в простом доходном доме в Фурманном переулке. Зато рядом располагалось Училище живописи, ваяния и зодчества, в котором он преподавал, и где находилась его мастерская.
Сын художника Всеволод вспоминал: «Московская квартира наша состояла из шести комнат... Меблировка состояла из старинного, красного дерева, гарнитура павловских времен. У стен стояли кресла и диван со спинкой... У противоположной стены — пианино с бронзовыми подсвечниками. Посередине гостиной стоял восьмиугольный стол, вокруг него кресла. По стенам, так же, как и в кабинете и столовой, висели картины Архипова, Левитана, К. Коровина, Поленова, Степанова, Виноградова, В. Васнецова, Жуковского, Серова, Первухина, Исупова и других, друзей и близких знакомых, подаренных ими Аполлинарию Михайловичу. Стены гостиной были оклеены темно-красными обоями с легким золотым орнаментом».
В какие годы жил художник в этом доме?
Посмотреть ответ
picture
📍Разносторонняя личность
В розовом доме на углу Петровки и Бульварного кольца в конце 1880 года проживала одна знаменитая и весьма разносторонняя личность. В мире медицины его знали как московского участкового врача Сергея Сергеевича Голоушева. Для революционеров-подпольщиков это был организатор и руководитель народнического кружка «голоушевцы». А для людей искусства — писатель и художник Сергей Глаголь, участник многочисленных выставок (в том числе передвижников), автор пейзажей «Слободка», «Река Истра» и «Персидское кладбище», преподаватель пластической анатомии в Центральном Строгановском училище технического рисования и руководитель мастерской графических искусств.
Прекрасную характеристику дал ему Николай Телешов: «Что-то красивое и что-то некрасивое было одновременно в его лице; в небольших серых и чуть раскосых глазах, особенно когда он смеялся, вспыхивало хитрое выражение, чего, однако, на самом деле не было совершенно ни в его натуре, ни в характере, ни в его отношениях к людям. Это был очень доброжелательный, очень милый, ко всему способный и талантливый человек, всем увлекающийся и многому легко поддающийся».
В 1930 году здание перестроили. Кто был автором проекта?
Посмотреть ответ
picture
📍Печальный период художника Нестерова
В Сивцевом Вражке, в одной из квартир большого доходного дома, с 1920 по 1942 годы, то есть, до самой своей смерти, проживал художник Михаил Нестеров. Это были не лучшие годы. Его отроки и старцы в одночасье стали невостребованными, храмы тоже больше не расписывали. Писать индустриальную Москву, как это делали Юон и Пименов, он не хотел. Перебивался портретами.
Время с каждым днем менялось все стремительнее. И, конечно, не в лучшую сторону. Михаил Васильевич сетовал:
«Система уничтожила дыхание жизни. Совершенно ничего не осталось от того, что давала галерея не только времен Третьякова, но и Грабаря».
«Не стало музея „сороковых годов". Там поселены студенты, им зимой там не будет жарко».
Разве что сам дом напоминал о старых временах. А когда он был построен?
Посмотреть ответ
Узнавайте Москву вместе с нами!
И посещайте вернисажи.
logoНе забудьте скачать мобильное приложение:
AppStoreGoogle Play
fbinstytvk
logoПри поддержке
Правительства Москвы
© «Узнай Москву»
О проекте
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет — интерактивная ссылка).
Не хотите больше быть в курсе наших новостей? Отпишитесь.
999999999999999
999999999999999