Здравствуйте! |
8 мая 1909 года на Арбатской площади, при большом скоплении народа, был торжественно открыт памятник Николаю Васильевичу Гоголю. Автор — скульптор Николай Андреев. Борис Зайцев писал: «Открывали памятник в сырости, холоде, липы едва распустились. Трибуны окружали монумент. Народу много. Помню минуту, когда упал брезент и Гоголя мы наконец увидели. Да, неказисто он сидел... и некий вздох прошел по толпе». |
Поговорим сегодня о московских памятниках, увековечивших поэтов и писателей. |
|
| «Бодростью и радостью» |
|
При советской власти андреевский памятник Гоголю полностью впал в немилость. Уже в 1935 году Всесоюзный комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР объявил конкурс на новый монумент, «отражающий подлинный облик великого русского писателя». |
Искусствовед Анатолий Бакушинский обосновал это так: «Наша социалистическая культура, вся пронизанная бодростью и радостью... Такого Гоголя мы хотим видеть в памятнике, поставленном ему на одной из самых красивых площадей нашей социалистической столицы». |
В результате андреевский памятник перенесли в другое место, а на Арбатской площади в 1952 году установили монумент работы Николая Томского. От старого памятника сохранили только фонари со львами у подножия. |
Новый Гоголь, действительно, смотрелся бодро. |
А как сам скульптор оценивал свою работу? |
|
|
| «Положить в шляпу» |
|
Самым резонансным событием этого рода стало открытие памятника Пушкину. Оно состоялось в 1880 году на Тверском бульваре (при советской власти памятник переехал на противоположную сторону Тверской и развернулся на 180 градусов). |
Иван Тургенев на открытии выступил с речью: «Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом центре древней столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой человек!» |
А вскоре после открытия «Московские ведомости» опубликовали заметку: «В Рождество Христово и Новый год визитных карточек в Москве, по сведениям Почтамта, рассылалось гораздо больше, чем в прошлом году... В числе карточек вынута была из ящика визитная карточка некоего Е., адресованная надписью на конверте так: „Москва. Его Высокоблагородию Александру Сергеевичу Пушкину, на Тверском бульваре, положить в шляпу"». |
Таким образом памятник приобрел признание и интеллигенции, и простого народа. |
Кто был автором этого монумента? |
|
|
| Из Сибири в Калужскую губернию |
|
Еще до Пушкина и Гоголя в нашей стране прославился писатель Александр Николаевич Радищев. Он — автор знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Увы, за это сочинение Александра Радищева подвергли жесточайшим репрессиям. |
Памятник стоит в уютном скверике между домами 14 и 16 по Верхней Радищевской улице. Она была переименована в 1919 году из Верхней Болвановки. Этой дорогой Александр Николаевич проезжал в 1797 году, когда ему позволили переехать из Сибири в собственное имение в Калужской губернии. |
Памятник был открыт в 1995 году. Его автор — скульптор Владимир Ильич Усов. Ранее на этом месте стоял гипсовый бюст писателя не слишком высокого качества. В конце 1980-х годов его покрасили в зеленый цвет, но стало еще хуже. |
А кто разрешил Александру Николаевичу уехать из Сибири? |
|
|
| С отогнутым воротником |
|
В 1995 году на Лермонтовской площади открыли памятник поэту Михаилу Лермонтову. Его автор — скульптор И. Д. Бродский. Место выбрали не случайно. Здесь, на месте «сталинской высотки» стоял дом, в котором Лермонтов родился. |
На открытии выступил Ираклий Андроников. Он говорил: «Перед вами возвышается изваяние героя. Да, это именно так. Ибо героической была жизнь этого гения. Самый дух поэзии Лермонтова полон героической отваги». |
Этот памятник вошел в кинематограф. С ним связаны целых два мема из фильма Георгия Данелии «Джентльмены удачи». Первый: «Мужик в пиджаке». И второй: «Кто ж его посадит? Он же памятник!». |
На самом деле, это не пиджак, а офицерская шинель. Притом воротник ее изображен именно так, как носил его Лермонтов. Один из современников, Петр Магденко вспоминал: «Я вошел в комнату для проезжающих и увидал, уже знакомую мне, личность Лермонтова, в офицерской шинели с отогнутым воротником — после я заметил, что он и на сюртуке своем имел обыкновение отгинать воротник». |
Когда возникла мысль установить памятник Лермонтову? |
|
|
| Знакомый в бронзе |
|
В 1958 году в Москве открыли памятник Владимиру Маяковскому. Его автор — скульптор Александр Кибальников. Установка монумента была, по большому счету, приключением. Еще до открытия журнал «Огонек» писал: «Не так давно прохожие наблюдали любопытное зрелище: на площади Маяковского поднялись разом два макета статуи разной величины. Надо было их наглядно сравнить и выбрать наиболее рациональную с градостроительной точки зрения высоту. Ныне скульптор А. Кибальников лепит модель... |
Сложнее обстоит дело с постаментом. Для того, чтобы доставить глыбу к железной дороге придется проложить временную узкоколейку». |
Статуя произвела сильное впечатление на Юрия Олешу. Он говорил: «Странно встречать знакомого в виде бронзового памятника». |
Кибальников же получил за этот памятник высокую награду. Какую именно? |
|
|
| Вандализм на Патриарших |
|
В 1976 году на Патриарших (тогда Пионерских) прудах был открыт памятник баснописцу Ивану Крылову. Его авторы — скульпторы А. А. Древин и Д. Ю. Митлянский. Сам Иван Андреевич на Патриарших прудах, по всей видимости, не бывал, да и Москву не особенно жаловал. Видимо, авторы вдохновились петербургским памятником великому сочинителю, открытом в Александровском саду в далеком 1855 году. Там он так же вальяжно сидит на фоне листвы и чугунной ограды. |
Древин и Митлянский не ограничились фигурой баснописца. Он сопроводили свой памятник бронзовыми досками с изображением крыловских персонажей. И несчастные зверушки сразу же пострадали. В первую же ночь с ослиного копыта спилили соловья. Затем у мартышки украли очки, а журавлю свернули шею. |
|
А сколько крыловских басен использовали авторы? |
|
Узнавайте Москву вместе с нами! И возлагайте к монументам трогательные весенние цветы. |