Здравствуйте! |
22 июля 1795 года в подмосковном Останкине, премьерой оперы Осипа Козловского на слова Павла Потемкина «Взятие Измаила, или Зельмира и Смелон» открылся новый театр-дворец. Он, как и все Останкино, принадлежал графу Николаю Петровичу Шереметеву. Это был своего рода подарок его возлюбленной, крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой. |
В то время собственные театры были в большой моде среди русского барства. |
Поговорим о них сегодня. |
|
| Царство балета и оперы |
|
Останкинский дворец не зря называют театром-дворцом. Главное в нем — именно театр. Коллектив крепостных шереметевских архитекторов во главе с Павлом Аргуновым выстроили его с учетом самых последних достижений театральной машинерии. От всевозможных пищалок и трещоток до устройств, позволяющих молниеносно превращать зрительный зал в бальный и наоборот. В труппу Николая Петровича входило 200 человек — актеров, музыкантов и певцов. Репертуар состоял из комедий, опер и балетов русских, французских и итальянских композиторов. |
Как правило, спектакль завершался балом в том же помещении, после чего гости шли ужинать в Египетский павильон. |
Парк был как бы продолжением сцены. В нем устраивали всевозможные шоу. Одно из них описывал историк Михаил Пыляев: «Император Павел не раз посещал Останкино. Однажды граф Шереметев приготовил ему следующий сюрприз: когда государь проезжал густую рощу, которая заслоняла вид на Останкино, то вдруг, как бы по мановению волшебного жезла, деревья упали, открыв красивую панораму всего Останкина. |
В ожидании государя сделана была от начала рощи до самого Останкина просека, у каждого подпиленного дерева стоял человек и, по данному сигналу, сваливал деревья. Император Павел был очень удивлен, любовался декорацией и благодарил хозяина за доставленное ему удовольствие». |
А в 1803 году труппа была распущена. Почему? |
|
|
| Театр-путешественник |
|
Крепостной театр Шаховских жил, как и его хозяева, на два города. Если Шаховские находились в своем имении в Нижнем Новгороде, то и театр был там же. А если в особняке на Большой Дмитровке, то, значит, на Дмитровке пребывала и труппа. |
Сегодня иные представители светского общества путешествуют с маленькими собачками, а Шаховские возили за собой целый театр. Благо сцены были оборудованы и там, и там. |
Труппа играла и оперу, и балет, и драму. Репертуар регулярно пополнялся новинками. Петр Боборыкин писал: «В местном нижегородском обществе крепостной театр пользовался по всем данным большими симпатиями, и его охотно посещали даже низшие слои граждан». |
Труппа была меньше, чем у Николая Шереметева, но она тоже впечатляла. Краевед Виктор Снежневский сообщал: «Театральная труппа состояла исключительно из дворовых людей князя Шаховского, приписанных по ревизии к селам Надеждину и Юсупову Ардатовского уезда... Собственно „театральных людей" — артистов, артисток, музыкантов и прислуги — считалось 93 человека». |
А еще князь Шаховской ежегодно возил свой театр на ярмарку. На какую? |
|
|
| Будни графа Потемкина |
|
Известен был и крепостной театр Апраксиных. Он размещался в здании с колоннами, которое и до сих пор стоит в конце улицы Знаменки. Здание выглядит роскошно и богато. Точно также жили господа Апраксины. Устраивали щедрые обеды и, помимо выступлений крепостных актеров, радовали москвичей концертами заграничных знаменитостей. |
Об одном из них московский почт-директор Александр Булгаков сообщал своему брату: «Вчера граф Потемкин до того кричал da capo после арии большой примадонны Анти, что обратил на себя внимание целой публики, и все начали шикать. Он заупрямился, стал кричать еще громче, da capo, fuora; стали шикать еще громче, и он принужден был спасовать и замолчать». |
Светская жизнь бурлила в этих стенах. |
А кто был автором апраксинской усадьбы? |
|
|
| «На театре у Демидова» |
|
Крепостной театр был важной частью яузской усадьбы Никиты Демидова. Он располагался в специальной пристройке к главному усадебному дому. У Никиты Акинфиевича, помимо его крепостной труппы, также играли приглашенные немецкие актеры. Дипломат Я. Булгаков писал своему сыну «немцы играют, и очень хорошо, на театре у Демидова подле меня; я всякий день бываю по соседству». |
Булгаков действительно жил совсем рядом. |
Впрочем, зрелищность была присуща всему владению Демидова. Пруды, фонтаны, гроты, статуи. Притом помимо традиционных каменных фигур, здесь было множество чугунных, отлитых на демидовских уральских заводах. Кроме того — чугунные беседки, фонари, ограды и так далее. |
В усадьбе были оборудованы оранжереи и зверинец. А кое-что время от времени распродавалось. В частности, в 1777 году «Московские ведомости» предлагали «покупать разные заморские оранжерейная деревья с плодами и без плодов, цветы, кусты и зверей, называемых маралами, американских малого росту оленей, да башенные с четвертями часы». |
К тому же Никита Акинфиевич был человек просвещенный и даже переписывался с одним знаменитым французским философом. С кем именно? |
|
|
| Веера-шпаргалки |
|
Одним из лучших крепостных театров был дурасовский. Он находился в Люблине — подмосковной усадьбе Николая Дурасова. Театр занимал отдельное здание с ротондой. Изначально оно замышлялось как храм Аполлона. |
Театр был прекрасно технически оборудован. Шум ветра издавала специальная машина. Звук дождя воспроизводили пересыпая горох. Актеры летали над сценой при помощи лебедки. А на веерах актрис были мелким почерком записаны роли. То есть, веера использовали в качестве шпаргалок. |
«В перерыве между пьесой и фарсом был балет. Здание театра было роскошным, а представление очень хорошим. Каждые полчаса публику обносили подносами с фруктами, сладостями, мороженым, лимонадом, чаем и другими напитками; воскуривали благовония», — писала современница. |
В середине XIX века усадьбу покупает известный предприниматель, владелец знаменитого московского пассажа. Кто именно? |
|
|
| Люди-ноты |
|
А в соседних Кузьминках, принадлежавших Сергею Голицыну, существовал другой необычный творческий коллектив. Хотя творческим его можно назвать с большой натяжкой. Речь о роговом оркестре. Для него знаменитый Доменико Жилярди соорудил специальный Музыкальный павильон. Украшали его лоджия с колоннами дорического ордера и фигура Аполлона с музами. |
Этот музыкальный жанр существовал только в крепостнической России. Иностранцы приходили от него в крайнее изумление. Несколько десятков человек дули в охотничьи рога. При этом каждый мог сыграть всего лишь одну ноту. Фактически, он этой нотой и был. |
Владимир Соллогуб писал о подобном ансамбле: «Такая живая шарманка с ее эоловыми дуновениями внушала восторг. Но какова же была участь музыканта, имевшего по расчету свистеть в неизменную дырку неизменную нотку. Рассказывают, что два члена этого диковинного оркестра попали в полицию. На вопрос, кто они такие, один отвечал „Я нарышкинский Мис"; другой отвечал: „Я нарышкинский Фас"». |
По краям же Музыкального павильона были установлены аналоги одного знаменитого скульптурного произведения. Какого же? |
|
Узнавайте Москву вместе с нами! И почаще ходите в театр. |