четверг, 21 июля 2022 г.

Актеры в частной собственности

22 июля 1795 года в подмосковном Останкине, премьерой оперы Осипа Козловского на слова Павла Потемкина «Взятие Измаила, или Зельмира и Смелон» открылся новый театр-дворец.
Узнай Москву Актеры в частной собственности
Здравствуйте!
22 июля 1795 года в подмосковном Останкине, премьерой оперы Осипа Козловского на слова Павла Потемкина «Взятие Измаила, или Зельмира и Смелон» открылся новый театр-дворец. Он, как и все Останкино, принадлежал графу Николаю Петровичу Шереметеву. Это был своего рода подарок его возлюбленной, крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.
В то время собственные театры были в большой моде среди русского барства.
Поговорим о них сегодня.
picture
📍Царство балета и оперы
Останкинский дворец не зря называют театром-дворцом. Главное в нем — именно театр. Коллектив крепостных шереметевских архитекторов во главе с Павлом Аргуновым выстроили его с учетом самых последних достижений театральной машинерии. От всевозможных пищалок и трещоток до устройств, позволяющих молниеносно превращать зрительный зал в бальный и наоборот. В труппу Николая Петровича входило 200 человек — актеров, музыкантов и певцов. Репертуар состоял из комедий, опер и балетов русских, французских и итальянских композиторов.
Как правило, спектакль завершался балом в том же помещении, после чего гости шли ужинать в Египетский павильон.
Парк был как бы продолжением сцены. В нем устраивали всевозможные шоу. Одно из них описывал историк Михаил Пыляев: «Император Павел не раз посещал Останкино. Однажды граф Шереметев приготовил ему следующий сюрприз: когда государь проезжал густую рощу, которая заслоняла вид на Останкино, то вдруг, как бы по мановению волшебного жезла, деревья упали, открыв красивую панораму всего Останкина.
В ожидании государя сделана была от начала рощи до самого Останкина просека, у каждого подпиленного дерева стоял человек и, по данному сигналу, сваливал деревья. Император Павел был очень удивлен, любовался декорацией и благодарил хозяина за доставленное ему удовольствие».
А в 1803 году труппа была распущена. Почему?
Посмотреть ответ
picture
📍Театр-путешественник
Крепостной театр Шаховских жил, как и его хозяева, на два города. Если Шаховские находились в своем имении в Нижнем Новгороде, то и театр был там же. А если в особняке на Большой Дмитровке, то, значит, на Дмитровке пребывала и труппа.
Сегодня иные представители светского общества путешествуют с маленькими собачками, а Шаховские возили за собой целый театр. Благо сцены были оборудованы и там, и там.
Труппа играла и оперу, и балет, и драму. Репертуар регулярно пополнялся новинками. Петр Боборыкин писал: «В местном нижегородском обществе крепостной театр пользовался по всем данным большими симпатиями, и его охотно посещали даже низшие слои граждан».
Труппа была меньше, чем у Николая Шереметева, но она тоже впечатляла. Краевед Виктор Снежневский сообщал: «Театральная труппа состояла исключительно из дворовых людей князя Шаховского, приписанных по ревизии к селам Надеждину и Юсупову Ардатовского уезда... Собственно „театральных людей" — артистов, артисток, музыкантов и прислуги — считалось 93 человека».
А еще князь Шаховской ежегодно возил свой театр на ярмарку. На какую?
Посмотреть ответ
picture
📍Будни графа Потемкина
Известен был и крепостной театр Апраксиных. Он размещался в здании с колоннами, которое и до сих пор стоит в конце улицы Знаменки. Здание выглядит роскошно и богато. Точно также жили господа Апраксины. Устраивали щедрые обеды и, помимо выступлений крепостных актеров, радовали москвичей концертами заграничных знаменитостей.
Об одном из них московский почт-директор Александр Булгаков сообщал своему брату: «Вчера граф Потемкин до того кричал da capo после арии большой примадонны Анти, что обратил на себя внимание целой публики, и все начали шикать. Он заупрямился, стал кричать еще громче, da capo, fuora; стали шикать еще громче, и он принужден был спасовать и замолчать».
Светская жизнь бурлила в этих стенах.
А кто был автором апраксинской усадьбы?
Посмотреть ответ
picture
📍«На театре у Демидова»
Крепостной театр был важной частью яузской усадьбы Никиты Демидова. Он располагался в специальной пристройке к главному усадебному дому. У Никиты Акинфиевича, помимо его крепостной труппы, также играли приглашенные немецкие актеры. Дипломат Я. Булгаков писал своему сыну «немцы играют, и очень хорошо, на театре у Демидова подле меня; я всякий день бываю по соседству».
Булгаков действительно жил совсем рядом.
Впрочем, зрелищность была присуща всему владению Демидова. Пруды, фонтаны, гроты, статуи. Притом помимо традиционных каменных фигур, здесь было множество чугунных, отлитых на демидовских уральских заводах. Кроме того — чугунные беседки, фонари, ограды и так далее.
В усадьбе были оборудованы оранжереи и зверинец. А кое-что время от времени распродавалось. В частности, в 1777 году «Московские ведомости» предлагали «покупать разные заморские оранжерейная деревья с плодами и без плодов, цветы, кусты и зверей, называемых маралами, американских малого росту оленей, да башенные с четвертями часы».
К тому же Никита Акинфиевич был человек просвещенный и даже переписывался с одним знаменитым французским философом. С кем именно?
Посмотреть ответ
picture
📍Веера-шпаргалки
Одним из лучших крепостных театров был дурасовский. Он находился в Люблине — подмосковной усадьбе Николая Дурасова. Театр занимал отдельное здание с ротондой. Изначально оно замышлялось как храм Аполлона.
Театр был прекрасно технически оборудован. Шум ветра издавала специальная машина. Звук дождя воспроизводили пересыпая горох. Актеры летали над сценой при помощи лебедки. А на веерах актрис были мелким почерком записаны роли. То есть, веера использовали в качестве шпаргалок.
«В перерыве между пьесой и фарсом был балет. Здание театра было роскошным, а представление очень хорошим. Каждые полчаса публику обносили подносами с фруктами, сладостями, мороженым, лимонадом, чаем и другими напитками; воскуривали благовония», — писала современница.
В середине XIX века усадьбу покупает известный предприниматель, владелец знаменитого московского пассажа. Кто именно?
Посмотреть ответ
picture
📍Люди-ноты
А в соседних Кузьминках, принадлежавших Сергею Голицыну, существовал другой необычный творческий коллектив. Хотя творческим его можно назвать с большой натяжкой. Речь о роговом оркестре. Для него знаменитый Доменико Жилярди соорудил специальный Музыкальный павильон. Украшали его лоджия с колоннами дорического ордера и фигура Аполлона с музами.
Этот музыкальный жанр существовал только в крепостнической России. Иностранцы приходили от него в крайнее изумление. Несколько десятков человек дули в охотничьи рога. При этом каждый мог сыграть всего лишь одну ноту. Фактически, он этой нотой и был.
Владимир Соллогуб писал о подобном ансамбле: «Такая живая шарманка с ее эоловыми дуновениями внушала восторг. Но какова же была участь музыканта, имевшего по расчету свистеть в неизменную дырку неизменную нотку. Рассказывают, что два члена этого диковинного оркестра попали в полицию. На вопрос, кто они такие, один отвечал „Я нарышкинский Мис"; другой отвечал: „Я нарышкинский Фас"».
По краям же Музыкального павильона были установлены аналоги одного знаменитого скульптурного произведения. Какого же?
Посмотреть ответ
Узнавайте Москву вместе с нами!
И почаще ходите в театр.
logoНе забудьте скачать мобильное приложение:
AppStoreGoogle Play
ytvk
logoПри поддержке
Правительства Москвы
© «Узнай Москву»
О проекте
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет — интерактивная ссылка).
Не хотите больше быть в курсе наших новостей? Отпишитесь.
999999999999999
999999999999999