четверг, 4 августа 2022 г.

Московское центральное кольцо

1 августа 1908 года в Москве состоялось торжественное открытие Московской окружной железной дороги, она же Московское центральное кольцо.
Узнай Москву Московское центральное кольцо
Здравствуйте!
1 августа 1908 года в Москве состоялось торжественное открытие Московской окружной железной дороги, она же Московское центральное кольцо. Эта дорога предназначалась для транспортного сообщения между радиальными железнодорожными ветками Москвы. От принятия решения и до открытия прошло 11 лет. Строительство началось в 1902 году, а в 1907 году пустили первый, пробный поезд. В результате обнаружились некоторые недостатки и недоделки, еще год ушел на их устранение, после чего началось регулярное движение.
Сегодня станции Московского центрального кольца — памятники архитектуры и истории. Поговорим о некоторых из них.
picture
📍Нулевой километр
Нулевой километр Московской кольцевой железной дороги решили сделать на станции Лихоборы. Причина проста — в районе этой станции новая железная дорога пересекалась с Николаевской. А та, в свою очередь, считалась главной, потому что именно она связывала Москву с Санкт-Петербургом.
Лихоборы оборудовали с особой тщательностью, как своего рода столицу кольца.
Архитектор Александр Померанцев выполнил эту станцию в модном стиле модерн. Помимо вокзального здания здесь были построены дома для руководства и служащих, множество различных служб и внушительная водонапорная башня.
Дом начальника станции со стороны двора украсили маленькой фигуркой совы. Видимо, в знак того, что он бдит даже ночью. Не удивительно, что москвичи это здание так и прозвали — «Дом с совой».
Рядом со станцией проходит проезд Черепановых, названный так в честь Ефима и Мирона Черепановых, построивших первый русский паровоз. А как этот проезд первоначально назывался?
Посмотреть ответ
picture
📍Угрешская
Второй по значимости станцией считается Угрешская. Она расположена на юге, на противоположной части кольца, и именно там имело смысл развивать схожую инфраструктуру.
Но, как известно, на севере Москва развивалась гораздо быстрее, чем на юге. Окрестности двух главных станций было не сравнить. Будущий заместитель начальника Угрешской К.М. Хлебников писал о своем детстве: «В сторону Люблино тянулись болота. Человек, не знакомый с этими местами, легко мог попасть в беду, провалиться и утонуть в трясине. Вблизи станции не было ни одной школы. Дети железнодорожников учились на Таганке или в Симоновской слободе, в осеннюю непогодь месили грязь на дорогах, зимой мерзли от ледяного ветра. А сколько неудобств доставляла покупка продовольствия и промышленных товаров! Ближе, чем у Крестьянской заставы, не было ни одного магазина».
Из построек этой станции особо выделяется водоемное здание. К какому архитектурному направлению оно принадлежит?
Посмотреть ответ
picture
📍Противопожарная станция
Станция Пресня интересна многим. Здесь, например, сохранился крытый дебаркадер, соединяющий станционное здание и железнодорожную надпись. А также уникальные часы фирмы «Павел Буре». Изначально такие часы украшали все станции новой железной дороги. Но сейчас их можно увидеть только здесь.
В 1907 году газета «Новое время» опубликовала репортаж о запуске пробного поезда. Один из железнодорожников рассказывал корреспонденту: «Вот мы подходим к станции Пресня. Посмотрите, как все устроено: прелесть. Гореть совершенно нечему. Камень да черепица. Дерева почти нет».
«А, должно быть, недешево обошлась эта черепица? — допытывался корреспондент. — Почем она? Я слышал, дорого что-то».
«Еще бы! — отвечал простодушный железнодорожник. — Чуть ли не семь рублей за квадратную сажень, в Варшаве ее заказывали».
А что располагалось напротив станции?
Посмотреть ответ
picture
📍Серебряный бор, да не тот
Церемония открытия Московской окружной железной дороги проходила на станции Серебряный бор. Разумеется, речь идет не о нынешней зоне отдыха Серебряный бор. В то время Серебряным бором называли Большую Всехсвятскую рощу.
«Русское слово» сообщало: «Вчера открылась московская окружная железная дорога, постройка которой продолжалась пять лет... На станции Серебряный Бор, разукрашенной национальными флагами и зеленью, гостей встречал строитель дороги и начальник работ инженер П.И. Рашевский».
Среди почетных лиц присутствовали министр путей сообщения Н.К. Шауфус, городской голова Н.И. Гучков, вдова бывшего московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича великая княгиня Елизавета Федоровна и многие другие. Первый поезд и саму железную дорогу освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир.
Помимо здания вокзала здесь были построены жилые помещения, пакгауз, продовольственный пункт с кухней и столовой, водоемное и водоподъемное здания, ламповая, будки централизации, товарная контора, путевая казарма, переходный мост и пр.
Для чего предназначалась ламповая?
Посмотреть ответ
picture
📍С львиными мордами
Станция Канатчиково территориально располагалась не в Москве, а на территории Московского уезда. Возможно, поэтому она получилась похожей на загородную усадьбу. Например, вход в вокзальное здание украсили львиными мордами.
Один из работников писал: «По вечерам вокруг станции было темно и глухо. Отработаешь, бывало, часов 13-14 подряд, отпросишься, наконец, домой, идешь и боишься».
В остальном же тут было все более-менее обыкновенно. Счетовод-кассир станции вспоминал: «Внутри вокзала было три больших зала — I, II и III классов, сильно отличавшихся друг от друга. В I классе в углу поблескивал огромный иконостас, стояли мягкие диваны в белых полотняных чехлах. Во II классе диваны тоже были, но жесткие, деревянные. В зале III класса совсем не было мебели. Хочешь присесть — садись на пол».
Кстати, на этой станции снимали три известных фильма. Какие именно?
Посмотреть ответ
picture
📍Счастливая станция
Станция же Белокаменная, наоборот, официально находилась в Москве, а фактически — среди леса. Ее выстроили на территории Лосиного острова. Станция стала стратегически важным объектом — от нее шли ответвления к артиллерийским складам на мызе Раево и к заводу «Богатырь» (в советское время — «Красный богатырь»).
А 1913 году эта станция сделалась центром внимания общества. «Голос Москвы» сообщал: «В списках агентов службы телеграфа Московской окружной жел. дор. числится Владимир Кралович, 25 лет, состоящий младшим телеграфистом на станции Белокаменная... Получая 35 рублей в месяц, Кралович жил очень скромно. Третьего дня Кралович получил известие, что он может получить крупное наследство, в сумме слишком 100 миллионов франков, оставшихся после недавней смерти проживавшего долгие годы за границей, а в последнее время в Париже двоюродного дядя Краловича.
Об этом открывшемся колоссальном наследстве проведали московские адвокаты. Некоторые из них осаждали станцию Белокаменную, чтобы предложить счастливцу Краловичу свои услуги по утверждению его в правах доставшегося ему наследства.
Нам сообщают, что г. Кралович выехал вчера с двумя адвокатами в Париж».
Можно сказать, что Белокаменная — самая счастливая станция Московского центрального кольца.
А в каком административном округе она расположена?
Посмотреть ответ
Узнавайте Москву вместе с нами!
И путешествуйте по Московскому центральному кольцу.
logoНе забудьте скачать мобильное приложение:
AppStoreGoogle Play
ytvk
logoПри поддержке
Правительства Москвы
© «Узнай Москву»
О проекте
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет — интерактивная ссылка).
Не хотите больше быть в курсе наших новостей? Отпишитесь.
999999999999999
999999999999999