Здравствуйте! |
1 августа 1908 года в Москве состоялось торжественное открытие Московской окружной железной дороги, она же Московское центральное кольцо. Эта дорога предназначалась для транспортного сообщения между радиальными железнодорожными ветками Москвы. От принятия решения и до открытия прошло 11 лет. Строительство началось в 1902 году, а в 1907 году пустили первый, пробный поезд. В результате обнаружились некоторые недостатки и недоделки, еще год ушел на их устранение, после чего началось регулярное движение. |
Сегодня станции Московского центрального кольца — памятники архитектуры и истории. Поговорим о некоторых из них. |
|
| Нулевой километр |
|
Нулевой километр Московской кольцевой железной дороги решили сделать на станции Лихоборы. Причина проста — в районе этой станции новая железная дорога пересекалась с Николаевской. А та, в свою очередь, считалась главной, потому что именно она связывала Москву с Санкт-Петербургом. |
Лихоборы оборудовали с особой тщательностью, как своего рода столицу кольца. |
Архитектор Александр Померанцев выполнил эту станцию в модном стиле модерн. Помимо вокзального здания здесь были построены дома для руководства и служащих, множество различных служб и внушительная водонапорная башня. |
Дом начальника станции со стороны двора украсили маленькой фигуркой совы. Видимо, в знак того, что он бдит даже ночью. Не удивительно, что москвичи это здание так и прозвали — «Дом с совой». |
Рядом со станцией проходит проезд Черепановых, названный так в честь Ефима и Мирона Черепановых, построивших первый русский паровоз. А как этот проезд первоначально назывался? |
|
|
| Угрешская |
|
Второй по значимости станцией считается Угрешская. Она расположена на юге, на противоположной части кольца, и именно там имело смысл развивать схожую инфраструктуру. |
Но, как известно, на севере Москва развивалась гораздо быстрее, чем на юге. Окрестности двух главных станций было не сравнить. Будущий заместитель начальника Угрешской К.М. Хлебников писал о своем детстве: «В сторону Люблино тянулись болота. Человек, не знакомый с этими местами, легко мог попасть в беду, провалиться и утонуть в трясине. Вблизи станции не было ни одной школы. Дети железнодорожников учились на Таганке или в Симоновской слободе, в осеннюю непогодь месили грязь на дорогах, зимой мерзли от ледяного ветра. А сколько неудобств доставляла покупка продовольствия и промышленных товаров! Ближе, чем у Крестьянской заставы, не было ни одного магазина». |
Из построек этой станции особо выделяется водоемное здание. К какому архитектурному направлению оно принадлежит? |
|
|
| Противопожарная станция |
|
Станция Пресня интересна многим. Здесь, например, сохранился крытый дебаркадер, соединяющий станционное здание и железнодорожную надпись. А также уникальные часы фирмы «Павел Буре». Изначально такие часы украшали все станции новой железной дороги. Но сейчас их можно увидеть только здесь. |
В 1907 году газета «Новое время» опубликовала репортаж о запуске пробного поезда. Один из железнодорожников рассказывал корреспонденту: «Вот мы подходим к станции Пресня. Посмотрите, как все устроено: прелесть. Гореть совершенно нечему. Камень да черепица. Дерева почти нет». |
«А, должно быть, недешево обошлась эта черепица? — допытывался корреспондент. — Почем она? Я слышал, дорого что-то». |
«Еще бы! — отвечал простодушный железнодорожник. — Чуть ли не семь рублей за квадратную сажень, в Варшаве ее заказывали». |
А что располагалось напротив станции? |
|
|
| Серебряный бор, да не тот |
|
Церемония открытия Московской окружной железной дороги проходила на станции Серебряный бор. Разумеется, речь идет не о нынешней зоне отдыха Серебряный бор. В то время Серебряным бором называли Большую Всехсвятскую рощу. |
«Русское слово» сообщало: «Вчера открылась московская окружная железная дорога, постройка которой продолжалась пять лет... На станции Серебряный Бор, разукрашенной национальными флагами и зеленью, гостей встречал строитель дороги и начальник работ инженер П.И. Рашевский». |
Среди почетных лиц присутствовали министр путей сообщения Н.К. Шауфус, городской голова Н.И. Гучков, вдова бывшего московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича великая княгиня Елизавета Федоровна и многие другие. Первый поезд и саму железную дорогу освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир. |
Помимо здания вокзала здесь были построены жилые помещения, пакгауз, продовольственный пункт с кухней и столовой, водоемное и водоподъемное здания, ламповая, будки централизации, товарная контора, путевая казарма, переходный мост и пр. |
Для чего предназначалась ламповая? |
|
|
| С львиными мордами |
|
Станция Канатчиково территориально располагалась не в Москве, а на территории Московского уезда. Возможно, поэтому она получилась похожей на загородную усадьбу. Например, вход в вокзальное здание украсили львиными мордами. |
Один из работников писал: «По вечерам вокруг станции было темно и глухо. Отработаешь, бывало, часов 13-14 подряд, отпросишься, наконец, домой, идешь и боишься». |
В остальном же тут было все более-менее обыкновенно. Счетовод-кассир станции вспоминал: «Внутри вокзала было три больших зала — I, II и III классов, сильно отличавшихся друг от друга. В I классе в углу поблескивал огромный иконостас, стояли мягкие диваны в белых полотняных чехлах. Во II классе диваны тоже были, но жесткие, деревянные. В зале III класса совсем не было мебели. Хочешь присесть — садись на пол». |
Кстати, на этой станции снимали три известных фильма. Какие именно? |
|
|
| Счастливая станция |
|
Станция же Белокаменная, наоборот, официально находилась в Москве, а фактически — среди леса. Ее выстроили на территории Лосиного острова. Станция стала стратегически важным объектом — от нее шли ответвления к артиллерийским складам на мызе Раево и к заводу «Богатырь» (в советское время — «Красный богатырь»). |
А 1913 году эта станция сделалась центром внимания общества. «Голос Москвы» сообщал: «В списках агентов службы телеграфа Московской окружной жел. дор. числится Владимир Кралович, 25 лет, состоящий младшим телеграфистом на станции Белокаменная... Получая 35 рублей в месяц, Кралович жил очень скромно. Третьего дня Кралович получил известие, что он может получить крупное наследство, в сумме слишком 100 миллионов франков, оставшихся после недавней смерти проживавшего долгие годы за границей, а в последнее время в Париже двоюродного дядя Краловича. |
Об этом открывшемся колоссальном наследстве проведали московские адвокаты. Некоторые из них осаждали станцию Белокаменную, чтобы предложить счастливцу Краловичу свои услуги по утверждению его в правах доставшегося ему наследства. |
Нам сообщают, что г. Кралович выехал вчера с двумя адвокатами в Париж». |
Можно сказать, что Белокаменная — самая счастливая станция Московского центрального кольца. |
А в каком административном округе она расположена? |
|
Узнавайте Москву вместе с нами! И путешествуйте по Московскому центральному кольцу. |