Здравствуйте! |
30 августа 1860 года (по одной из версий) родился художник Исаак Левитан. Практически вся жизнь Исаака Ильича была связана с нашим городом. Он не имел своего дома, но у него было много друзей-москвичей, всегда готовых прийти на помощь. А в помощи художник, к сожалению, нуждался часто. |
Вспомним сегодня о Москве Исаака Левитана. |
|
| Бедный студент |
|
Исаак Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1873 году, тринадцати лет от роду. Только там он впервые почувствовал, насколько он беден. Деньги требовались на ночлег, на еду, на одежду, на краски. |
Михаил Нестеров писал: «Одетый донельзя скромно, в какой-то клетчатый поношенный пиджак, коротенькие штанишки, он терпеливо ждал, когда более удачливые товарищи, насытясь, расходились по классам; тогда и Левитан застенчиво подходил... чтобы попросить доброго старика подождать старый долг... и дать ему вновь пеклеванник с колбасой и стакан молока. В то время это был его обед и ужин». |
Пеклеванниками называли ржаной хлеб из муки мелкого помола. |
К счастью, и студенты, и преподаватели старались по возможности помочь бедному студенту. И в результате он не только выжил, но и состоялся как великий художник. |
Кстати, здание, в котором было расположено училище, часто называют домом Юшкова. |
Почему? |
|
|
| Совместно с Николаем Чеховым |
|
Левитан довольно быстро начал формироваться как пейзажист. Больше того — на его пейзажах исключительно природа. |
Одно из исключений — картина «Осенний день. Сокольники», написанная в 1879 году. Искусствовед Алексей Федоров-Давыдов писал: «Противопоставление громадности пространства неба и высоты сосен сравнительно маленькой фигурке делает её такой одинокой в этой пустынности парка. Изображение проникнуто динамикой: дорожка убегает вдаль, по небу несутся облака, фигурка движется на нас, желтые листья, только что сметенные к краям дорожки, кажутся шуршащими, а растрепанные верхушки сосен — качающимися в небе». |
Впрочем, даже эта одинокая женская фигура была написана не Левитаном, а художником Николаем Павловичем Чеховым, братом знаменитого писателя. |
А какой русский царь основал парк «Сокольники»? |
|
|
| «Избушка непотребной архитектуры» |
|
Левитан нередко посещал своих московских приятелей. Бывал он и в особняке архитектора Федора Шехтеля на углу Трехпрудного и Ермолаевского переулков. Федор Осипович выстроил дом в 1896 году для собственного семейства. Иронично называл его «избушкой непотребной архитектуры» и жаловался: «Извозчики не могут понять: что это такое? Принимают мое жилище то за лютеранскую кирху, то за синагогу». |
На самом деле Шехтелю удалось выполнить непростую задачу. Он вписал это здание в участок довольно сложной формы. |
Кроме Исаака Левитана здесь бывали писатель Антон Чехов, художники Михаил Врубель и Константин Коровин, певец Леонид Собинов и многие другие знаменитости. А фасад украсили две буквы: F и S. Что они означали? |
|
|
| «Попрыгунья» из Мясницкой полицейской части |
|
С Левитаном связано здание Мясницкой полицейской части. У него был роман с женой тамошнего полицейского доктора Софьей Петровной Кувшинниковой. Этот роман послужил основой для сюжета чеховского рассказа «Попрыгунья». |
Антон Павлович удивлялся: «Можете себе представить, одна знакомая моя, 42-летняя дама узнала себя в 20-летней героине моей «Попрыгуньи», и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. |
Главная улика — внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор, она живет с художником...» |
В действительности сходств было довольно много. Одно время москвичи даже называли прототипов именами чеховских героев. Михаил Нестеров писал: «Как-то обедал у чеховской «Попрыгуньи», и она в знак чего-то навязала мне какой-то болгарский браслет на память. Нечего делать — взял. Была и она у меня, восторгам и всевозможным выходкам не было конца». |
В результате Левитан надолго разругался с Чеховым. Правда потом они все-таки помирились. |
А что стало со зданием части? |
|
|
| В гостях у Чехова |
|
Левитан навещал Чехова в доме Шешкова на Малой Дмитровке. Антон Павлович жил там в 1899 и 1900 годах. Константин Станиславский описывал его быт: «Самый простой стол посреди комнаты, такая же чернильница, перо, карандаш, мягкий диван, несколько стульев, чемодан с книгами и записками — словом, только необходимое и ничего лишнего... Со временем комната пополнилась несколькими эскизами молодых художников, всегда талантливыми, новыми по направлению и простыми... Рядом с его комнатой часто шумел самовар, а вокруг чайного стола, точно калейдоскоп, сменялись посетители. Одни приходили, другие уходили». |
Чехов уже в то время тяжело болел. Исаак Левитан писал Илье Репину: «Сердце разрывается смотреть на Чехова — хворает тяжко, видно по всему — чахотка, но улыбается, не подает вида, что болен. Интересно, знает или не знает правду? Душа за него болит». |
Тем не менее, сам Левитан умер на четыре года раньше Чехова. |
А когда был построен дом Шешкова? |
|
|
| У Сергея Морозова |
|
Последние годы Левитан жил и работал у своего друга Сергея Морозова, в Трехсвятительском переулке. Сергей Тимофеевич в 1889 году оборудовал флигель для собственных занятий живописью. Но довольно быстро передумал и поселил в эту мастерскую Исаака Ильича. |
Домом владела Мария Федоровна Морозова, мать Сергея. Гиляровский писал: «Через знакомых оказала поддержку талантливому юноше (художнику И.И. Левитану) богатая старуха Морозова, которая его даже в лицо не видела. Отвела ему уютный, прекрасно меблированный дом, где он и написал свои лучшие вещи». |
Между тем здоровье Левитана постоянно ухудшалось. Здесь его осматривал — как врач — давний друг Чехов. Антон Павлович остался крайне недоволен: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук». |
И в 1900 году живописец скончался. |
Какой архитектор переделывал морозовский флигель под мастерскую? |
|
Узнавайте Москву вместе с нами! И наслаждайтесь пейзажами художника Левитана. |