Здравствуйте! |
5 сентября 1998 года в Москве открыли гигантский памятник императору Петру Великому. Его автор — скульптор Зураб Церетели. Именно с ним мы связываем облик нашего города второй половины девяностых годов. |
Все сооружения, к которым имеет отношение этот скульптор, не были обделены вниманием горожан. Многие ими были недовольны, кому-то, напротив, очень нравились. Равнодушных практически не было. Правда, сегодня страсти поутихли. |
Вспомним о том, что сделал для Москвы Зураб Константинович Церетели. |
|
| Прославляя Георгиевский трактат |
|
В 1983 году на Тишинской площади открывают первую московскую работу Зураба Церетели. Это монумент «Дружба навеки». Он посвящен 200-летию Георгиевского трактата, закрепляющего переход Грузии под российский протекторат. Место выбрано не случайно — здесь вплоть до XIX века располагалась Грузинская слобода. |
Монумент высотой 42 метра состоит из букв русского и грузинского алфавитов. В качестве архитектора проекта выступил популярный поэт Андрей Вознесенский, выпускник Московского архитектурного института. Андрей Андреевич писал в стихотворении «Зодчие речи»: |
Не медь — матерьял речевого состава - людская печаль, и мученья, и слава. Зураб Церетели в комбинезоне, как меч, целовал эту медь бирюзовую. |
На вершине монумента — венок. Из каких растений он сплетен, и что они обозначают? |
|
|
| Император-гигант |
|
Проходит почти полтора десятилетия, и Зураб Константинович сооружает в Москве еще одну огромную фигуру. На этот раз — памятник Петру Великому высотой 98 метров. Против памятника сразу же выступает большая часть творческой интеллигенции. Церетели обвиняют в неуместной гигантомании, в том, что Петр, вообще-то не любил Москву, а значит, не заслуживает таких почестей. Появляется слух — дескать, на самом деле это памятник мореплавателю Колумбу, изготовленный для одной из заграничных стран. Но там от него отказались, и вот теперь его переименовали в Петра и устанавливают в центре нашего города. Журнал «Столица» запускает антипетровскую акцию «Вас здесь не стояло» со слоганом «Долой царя». |
Но, несмотря на все на это, памятник открыли, и он даже полюбился публике. На его фоне начали охотно фотографироваться туристы. |
А что Петр держит в руке? |
|
|
| Метаморфозы Манежной |
|
Манежная площадь, фактически, образовалась в 1930-е годы. До этого пространство площади было застроено. И потом на протяжении полувека это был просто огромный пустырь, залитый асфальтом. |
В конкурсе на реконструкцию Манежной победил архитектор-романтик Борис Улькин. Его проект предусматривал семь подземных уровней, вывод реки Неглинки из подземного коллектора и устройство подземной транспортной развязки. Но затем строительство передали управлению «Моспроект-2», а главным идеологом стал Зураб Церетели. Неглинку оставили под землей — ограничились искусственным водоемом. Число уровней уменьшили до трех. Отказались от подземной развязки. Установили множество декоративных элементов. |
А в центре поставили огромный купол. Чье скульптурное изображение его венчает? |
|
|
| Храм четырех монархов |
|
Зураб Константинович принял участие еще в одном крупном проекте — восстановлении храма Христа Спасителя. В частности, именно он выполнил бронзовые горельефы на фасадах здания. |
В советское время здесь располагался открытый бассейн «Москва». Путеводители писали: «Участок берега между Кропоткинской набережной, Волхонкой и Соймоновским проездом занимает парк с открытым бассейном посередине. Это самый большой плавательный бассейн в Европе, вмещающий одновременно до двух тысяч человек. Объем воды в нем — 24 тысячи кубических метров. Вокруг бассейна — пляж, усеянный морской галькой. На плоских крышах павильонов — солярии». |
Храм Христа Спасителя еще до сноса называли «храмом четырех монархов». Почему? |
|
|
| Опасное дерево |
|
Отношение к произведениям Зураба Церетели, как мы уже сказали, всегда было неоднозначным. Одной из таких спорных скульптур стало Дерево сказок (оно же Древо жизни), открытое в 1996 году в Московском зоопарке. Дерево изображало многих сказочных героев и полюбилось детворе — почти все маленькие посетители зоопарка хотели по нему полазить. Администрация сначала приняла решение пустить вокруг дерева паровозик-карусель, но дети все равно прорывались к памятнику. В январе 2022 года дерево снесли. |
А что предшествовало открытию зоопарка (или зоосада, как его вначале называли)? |
|
|
| Вместо «чертовских барышень» |
|
А еще в Москве есть Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели». Там и работы самого Зураба Константиновича, и слепки с античной скульптуры, и выставки современного искусства. |
В прошлом же в здании размещалось известное благотворительное учреждение — Александро-Мариинский институт. Он был преобразован из Александро-Мариинского училища, созданного, в свою очередь, кавалерственной дамой Варварой Евграфовной Чертовой. Ее воспитанниц так и называли — «чертовские барышни». |
Мемуарист Дмитрий Никифоров писал о ней: «Не было богатого или влиятельного дома в Москве, причастного к общественной благотворительности, где бы В. Е. не числилась членом, патронессой, попечительницей или вице-председательницей. Не было богатого или влиятельного дома в Москве, где бы В. Е. не была знакома. Усердно объезжала она своих знакомых, когда возникало какое-нибудь благотворительное учреждение, и везде умела возбудить интерес к благому начинанию». |
А откуда были взяты слепки для нынешней Галереи искусств? |
|
Узнавайте Москву вместе с нами! |