четверг, 8 октября 2020 г.

Город бессарабского мальчишки

8 октября 1873 года, в городе Кишиневе, столице тогдашней Бессарабской губернии, в семье земского смотрителя родился архитектор Алексей Викторович Щусев.
УЗНАЙ МОСКВУ
Город бессарабского мальчишки
с 8 по 14 октября
fb vk inst yt
Дома Музеи Маршруты Памятники
Здравствуйте!
8 октября 1873 года в городе Кишиневе, столице тогдашней Бессарабской губернии, в семье земского смотрителя родился архитектор Алексей Викторович Щусев. Как и другие кишиневские мальчишки, он играл в индейцев, охотился на ядовитых тарантулов, воровал у торговцев моченые яблоки и виноград. Но кроме этого, втайне от всех рассматривал альбомы с шедеврами мировой живописи. Мать Алеши, Мария Корнеевна, была неравнодушна к искусству, и в щусевском доме подобных изданий хватало.
В результате тяга к прекрасному взяла верх над другими страстями, а Москва своим обликом во многом обязана бывшему бессарабскому сорванцу.
По заказу царской семьи
Марфо-Мариинская обитель
Первый серьезный московский заказ поступил к Алексею Щусеву ни много ни мало от царской фамилии. После трагической гибели московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, его вдова, великая княгиня Елизавета Федоровна, решила основать в Замоскворечье Марфо-Мариинскую обитель. Речь шла о строительстве главного храма — Покровского собора. А протекцию составил щусевский приятель, художник Михаил Нестеров.
В 1912 году церковь была построена. Игорь Грабарь писал: «Навеянная воспоминаниями о Пскове, эта постройка производит впечатление вдохновенного сонета, сложенного поэтом-зодчим его любимому Пскову. Она также не простое повторение или подражание, а чисто щусевское создание, выполненное с изумительным чувством такта и тончайшим вкусом».
После революции в Покровском соборе разместился дом санитарного просвещения, затем реставрационные мастерские имени уже упомянутого Игоря Грабаря, так называемые «Грабари». Но в конце прошлого века здесь возобновили службы, а на территории установили памятник основательнице обители.
В каком году он был открыт?
Посмотреть ответ
На широкую ногу
Казанский вокзал
Покровский собор, безусловно, украсил портфолио Щусева. Тем не менее, свой следующий крупный заказ — здание Казанского вокзала — он отвоевал в честном бою: победил в творческом конкурсе. Алексей Викторович одолел двух других соискателей — архитектора Федора Шехтеля и художника Евгения Фелейзена. Строительство началось в 1913 году и велось на широкую ногу. На него были отпущены колоссальные средства. Ильф и Петров писали: «Весь Ярославский вокзал, с его псевдорусскими гребешками и геральдическими курочками, легко может поместиться в большом буфете-ресторане Рязанского вокзала». Многие называли Казанский вокзал его первоначальным именем — Рязанский.
А какой знаменитый художник расписывал тот ресторан?
Посмотреть ответ
Тревожная поездка
Мавзолей Ленина
Когда в январе 1924 года умер Ленин, было решено построить мавзолей на Красной площади. Для начала временный. Кому можно доверить такой важный объект? Выбор пал на Щусева.
Алексей Викторович страшно перепугался. За ним приехал большой черный автомобиль, немногословные красноармейцы вежливо, но убедительно предложили проехать. Ничего не объясняли. Архитектор был уверен, что его везут в ЧК, и сильно удивился, когда машина затормозила на Большой Дмитровке перед входом в бывшее Дворянское собрание.
Именно там перед Щусевым и была поставлена ответственная задача. С которой он справился мастерски. Меньше трех дней понадобилось, чтобы на Красной площади вырос временный деревянный мавзолей. Алексей Викторович писал: «Я имел время только для того, чтобы захватить необходимые инструменты из своей мастерской, а затем должен был направиться в предоставленное мне для работы помещение. Уже наутро необходимо было приступить к разборке трибун, закладке фундамента и склепа Мавзолея».
В мае того же года его заменили на новый, тоже деревянный. А в 1930 году под руководством все того же архитектора построили третий, гранитный мавзолей, который мы видим сегодня.
А когда была проведена его последняя реконструкция?
Посмотреть ответ
Мэтр и его живые инструменты
Здание Наркомата Земледелия
С 1927 по 1933 год Алексей Викторович строит здание Наркомата земледелия. Это огромный дом в конструктивистском стиле, он занимает целый квартал на Садовом кольце. Но и Щусев уже не просто архитектор. Автор мавзолея Ленина пребывает на вершине своего триумфа. Ему принадлежит огромная персональная мастерская, на него трудится целый штат высококлассных специалистов. Алексей Викторович барствует, высокомерно называет их своими инструментами. Иногда возникают конфликты, но авторитет руководителя заоблачно велик.
Один из этих «инструментов» впоследствии прославился как автор знаменитого ДК имени Горбунова. Кто это?
Посмотреть ответ
Архитектор и собаки
Дом, в котором жили декабрист и архитектор
Сам Щусев жил в особняке, некогда принадлежавшем декабристу Петру Николаевичу Свистунову. Одноэтажный, не особенно просторный, он, тем не менее, является украшением Гагаринского переулка. Петр Николаевич имел славу «последнего декабриста» — он прожил 85 лет. У него в гостях бывал Лев Николаевич Толстой — консультировался по поводу событий на Сенатской площади.
А в 1912 году здесь поселился Щусев. Он тогда окончательно переехал из Санкт-Петербурга в Москву в связи со строительством Казанского вокзала. И остался на долгие годы — советская власть не беспокоила именитого архитектора. Здесь же проживали и две беспородные собаки, подобранные Алексеем Викторовичем на улице. И в этом же доме старый друг Михаил Нестеров написал его знаменитый портрет в азиатском костюме.
А в каком году это было?
Посмотреть ответ
Алексей Викторович и капитель
Памятник Щусеву
Тем не менее, памятник Щусеву стоит не в Гагаринском, а в Гранатном переулке. Парадокс разъясняется просто. Дело в том, что Гранатный переулок с 1949 по 1992 годы был улицей Щусева. Там-то, рядом с Центральным домом архитектора, в 1980 году установили бюст Алексея Викторовича. Автор — скульптор Иулиан Рукавишников.
Строгий взгляд, нахмуренные брови. Кажется, что мэтр в этот момент отчитывает кого-то из своих «инструментов» за недостаточное послушание. Перед постаментом — копия капители станции метро «Комсомольская» кольцевая. Ее тоже сооружали под руководством Щусева.
А кто автор архитектурного решения этого памятника?
Посмотреть ответ
Узнавайте Москву вместе с нами!
Не забудьте скачать мобильное приложение:
AppStore Google Play
При поддержке
Правительства Москвы
© «Узнай Москву»
О проекте
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет — интерактивная ссылка).
Не хотите больше быть в курсе наших новостей? Отпишитесь.
999999999999999
999999999999999