четверг, 26 ноября 2020 г.

«Красный список» от ЦБ, ралли от Трампа, камеры для страховщиков и возрождение шахмат

 
 
Утренняя рассылка
 
Подписаться
 
Пригласить друга
 
 
27 ноября 2020 года Веб-версия
 
Попадание компании в «красный список» ЦБ обещает стать таким же убийственным, как в «черный». И таких случаев может стать больше
 
Через два года после первых известий о разработке новой антиотмывочной платформы, или «светофора» ЦБ, регулятор решил оформить ее законодательно, пишет РБК. О том, что регулятор задумал такую платформу, стало известно два года назад, а о ее промежуточной версии The Bell писал в прошлом октябре.
 
Законопроект, с которым ознакомился РБК, уже на отзыве в Госдуме. Впервые указан срок внедрения системы: конец 2021 — начало 2022 года.
Идея в создании единой межбанковской базы данных клиентов, относящей их к красной, желтой или зеленой зоне риска по многочисленным критериям благонадежности. Уровень риска клиентов будет оценивать ЦБ, а банки — пользоваться оценкой. Это в интересах клиентов, указывает ЦБ: нагрузка на добросовестных предпринимателей снизится, дублирующие запросы сократятся.
Законопроект не снимает с банков обязанности передавать информацию о сомнительных операциях в ЦБ и Росфинмониторинг. Более того, теперь они должны будут присваивать клиенту (и отправлять в ЦБ) зеленый, желтый или красный статус при приеме на обслуживание, проведении операции, снятии средств или переводе их в другой банк при расторжении договора.
Если ЦБ отнес юрлицо к красной зоне, банк может согласиться с решением и ввести ограничения со следующего рабочего дня или не согласиться и направить регулятору собственные оценки в течение пяти рабочих дней.
«Красный» статус означает полный отказ в банковском обслуживании — запрет на открытие новых банковских счетов, проведение любых операций, использование дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и Системы быстрых платежей (СБП).
Отказ в операции и блокировка ДБО грозит компаниям из зеленой и желтой зон, переводящим средства компаниям красной зоны. Переводы в СБП при этом должны проходить.
Операции компаний желтой зоны блокируются при признаках сомнительности, ведущие с ними дела компании зеленой зоны попадают под особый надзор.
Блокировка операций между компаниями зеленой зоны не допускается.
По оценке ЦБ, 99 из 100 компаний будут «зелеными». Доля клиентов-юрлиц в желтой зоне составит 0,3%, в красной — 0,7%.
При попадании клиента в красную зону банк будет обязан проинформировать его об этом. При двукратном за год запрете на операции банк будет вправе расторгнуть с компанией договор и отказать в снятии или переводе средств при закрытии счетов. Другие банки получат право не принимать новых клиентов из красной зоны на обслуживание.
Компании зеленой и желтой зон получат право неограниченно запрашивать банк о своем статусе. Они смогут реабилитироваться перед банком, предоставив подтверждающие документы, или обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ, которая сейчас занимается исключением клиентов из «черных списков».
 
Почему это важно
Число попаданий в «красный» список может даже вырасти, потому что у ЦБ может не быть той информации о клиенте, что есть у банка, говорят участники рынка. Также есть сомнения, что регулятор справится с обработкой огромного объема информации.
С технической точки зрения банки ждут снижения затрат на комплаенс, поскольку оценка будет поступать прямо из ЦБ. Заодно они снимут с себя ответственность за блокировку перед клиентами: «единственный плюс, который мы видим в этой инициативе, — в том, что банкам по закону разрешат сообщать клиентам, что это не мы их в красный цвет покрасили, а ЦБ», говорит источник РБК.
Партнер юридической компании «Арбитраж.ру» Владимир Ефремов видит главную опасность «светофора» ЦБ в рудиментарном механизме реабилитации, притом что отнесение фирмы в красную зону означает полную остановку бизнеса. «Новых механизмов реабилитации законопроект не предусматривает, а эффективность межведомственной комиссии ЦБ до сих неизвестна: статистика не публикуется, рассмотрение заявлений клиентов происходит без их участия», — указывает юрист.
 
Что мне с этого?
Пока все указывает на то, что для бизнеса «красный список» станет тем же, чем «черный». Выжимку из рекомендаций ЦБ о том, как избежать попадания в него, можно прочитать здесь.
 
Поделиться в Телеграме, Фейсбуке, ВК, Твиттере
 
BELL.CLUB
 
Bell.Club Live с Евгением Давыдовичем
3 декабря в 19:00 новым героем Bell.Club Live станет Евгений Давыдович, президент компании «Связной».
Давыдович с 2019 года руководит «Связным» — одним из крупнейших в России продавцов гаджетов и электроники: у него больше 3000 магазинов и больше 1 млн покупателей в день. Для Давыдовича это уже второй раз во главе компании, и за 7 лет в «Связном банке» и группе «Связной» он успел стать настоящей легендой антикризисного управления: в 2015 году под руководством Давыдовича банк, фактически брошенный акционерами, впервые в российской истории сам предупредил ЦБ о возможной потере лицензии, а затем выполнил обязательства перед вкладчиками на 15 млрд рублей.
Евгений обсудит с Анфисой Ворониной, издателем The Bell и «Русских норм!», как россияне изменили свое потребление из-за пандемии (и останутся ли смартфоны в тройке самых популярных новогодних подарков), как мотивировать команду в кризис, избежать выгорания и как оставаться верным себе в любой ситуации.
Присылайте ваши вопросы нашему гостю на почту club@thebell.io
Подпишитесь на канал, чтобы смотреть новые выпуски первыми.
 
ДЕНЬГИ
 
Страховщики сядут на камеры
Крупнейшие страховщики готовы платить за прямой доступ к системе уличного видеонаблюдения Москвы, чтобы не платить по сомнительным страховым случаям, узнал «Коммерсант». Инициатива имеет шанс на успех, потому что за ней стоит ЦБ и крупнейшие автостраховщики. Зачем им именно прямой доступ, не совсем понятно: это крайне ресурсоемко, к тому же компании и так могут получить видео по запросу в мэрию. А еще такая инициатива сильно увеличивает риск утечек. Прямого доступа для всех быть не должно, нужно создавать единого посредника, оператора данных, говорят эксперты.
 
Трамп разблокировал ралли
Дональд Трамп последовательно сдает позиции: после старта фактической передачи дел следующей администрации в начале недели он объявил, что уйдет из Белого дома, если выборщики проголосуют за Джо Байдена 14 декабря. При этом Трамп может не признать поражение и не явиться на инаугурацию Байдена в январе, пишет Bloomberg. Так или иначе, ясность с передачей власти в США сняла все видимые препятствия к предновогоднему ралли на американском фондовом рынке, возглавить которое в этом году должен ритейл.
 
Пандемия ударила по доходам руководителей
Вознаграждения руководителей крупнейших российских компаний в среднем упали в 8 из 12 отраслей, пишет Forbes. Сильнее всего (минус 15%) снизились они у топ-менеджмента нефтяных компаний, пострадавших в этом году от квот ОПЕК+. В выигравших — транспортники (+8%), фармацевты, телеком и металлурги. Речь все равно об очень больших суммах: среднее вознаграждение руководителя в нефтегазовой отрасли — $2,79 млн, фармацевтической компании — $410 тысяч.
 
ПРАКТИКА
 
Netflix спровоцировал шахматный бум
Сериал от Netflix The Queen's Gambit (на русский переведен как «Ход королевы») спровоцировал всплеск популярности шахмат среди американцев, какого не было полвека. Поисковые запросы Google о шахматах с октября по ноябрь удвоились, регистрация на сайтах с онлайн-играми растет, а физические шахматы стало сложно купить. Например, в интернет-магазине thechessstore.com рассказывают, что вряд ли их запасы шахмат смогут остаться нераскупленными хотя бы до Рождества: интерес к игре феноменальный, а поставки деревянных индийских шахмат приостановлены из-за пандемии. Те, кто не смог купить физическую доску, идут в интернет. По словам директора по развитию бизнеса сервиса онлайн-игры в шахматы chess.com, основной приток интересующихся — это новички от 18 до 24 лет. Интерес к шахматам настолько тесно связан с популярностью сериала, что некоторые игровые сайты даже ввели опцию — игроки могут посоревноваться в игре в шахматы с главной героиней сериала Бет Хармон в разном возрасте. Подробнее — на WSJ.
 
Рождество началось осенью
Календарная зима еще не началась, но люди достают мишуру, елки и гирлянды. К сожалению, пандемия вторглась и в эту область. BBC сообщила, что рождественские песни начали слушать раньше, чем когда-либо, а компания Christmas Tree World, продающая искусственные елки в интернете, объявила, что ее продажи на 140% выше, чем в это время в прошлом году. В ноябре объективно рано для новогодних приготовлений, но в 2020 году это правило не действует. Как рассказывают читатели The Guardian, некоторые британцы ставили рождественские ели еще перед Хеллоуином — то есть в октябре, как раз тогда, когда началась вторая волна пандемии. Этому есть даже научное объяснение: как говорит Димитрис Ксигалатас, доцент антропологии в Университете Коннектикута, рождественское украшение жилища — это ритуал, а ритуалы веками помогают людям уменьшить беспокойство и укрепить социальные связи. Сейчас этого не хватает всему миру.
 
 
Хорошего дня!
Сергей Смирнов
 
 
The Bell можно читать в соцсетях
 
 
 
Ежедневная рассылка. Мы выбираем только те новости, которые имеют значение для вас и вашего бизнеса. Выходим пять дней в неделю в 10 утра и в 8 вечера.
 
Изменить настройки
 
Оставить отзыв
 
The Bell © 2020, Все права защищены.
Отписаться от рассылки
 
 
999999999999999
999999999999999