четверг, 22 апреля 2021 г.

Книги и типографии

23 апреля отмечается Всемирный день книг и авторского права. Его проводят, начиная с 1996 года по инициативе ЮНЕСКО.
УЗНАЙ МОСКВУ
Книги и типографии
с 22 по 28 апреля
fbvkinstyt
ДомаМузеиМаршрутыПамятники
Здравствуйте!
23 апреля отмечается Всемирный день книг и авторского права. Его проводят, начиная с 1996 года по инициативе ЮНЕСКО. Тогда было все более-менее понятно. Книги — это то, что написано авторами, издано в бумажном виде, и у этих авторов есть на эти книги авторские права. Сейчас какие-то произведения можно бесплатно прочесть в интернете, а какие-то — гуляют по сети вообще без указания автора.
Но старый книжный мир еще не сдал свои позиции. Есть и договоры с издательствами, и тиражи, и полки книжных магазинов, заставленные бумажными изданиями, которые все так же вкусно пахнут типографской краской.
Есть, соответственно, и типографии. Поговорим о них.
Путь "Грамотея"
Типография "Красный пролетарий"
Известная сегодня типография "Красный пролетарий" была основана еще до революции. Она принадлежала книгоиздателю Ивану Кушнерову и по своим мощностям занимала второе место после сытинской типографии. Иван Николаевич издавал популярный журнал "Грамотей", цель которого, как утверждалось, состояла в "религиозно-нравственном воспитании народа".
Путь, проделанный этим изданием, изложен в 86-м томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: "Первые годы Г. представляет любопытную попытку народного журнала, который, приноравливаясь к читателю, вводит его в круг современной жизни; но впоследствии он обратился просто в периодический сборник статей, преимущественно беллетристических, и хотя в нем попадаются имена Решетникова, Левитова, некоторых педагогов и других довольно известных писателей, но специальная его цель — быть народным журналом — как бы исчезла".
Именно в этой типографии в 1891 году был напечатан знаменитый трехтомник Лермонтова с иллюстрациями Врубеля, Серова, Коровина и других знаменитых художников. Здесь же выходила популярная в свое время брошюра "Война и культура".
Уже в советское время улицу, на которой стоит типография, назвали Краснопролетарской. А как она называлась раньше?
Посмотреть ответ
Кольцов и Проппер
Типография журнала "Огонек"
Здание типографии журнала "Огонек" (автор — архитектор Эль Лисицкий) находится в 1-м Самотечном переулке. Принято думать, что это — советское издание, основанное Михаилом Кольцовым, но это не совсем точно. Первый номер "Огонька" вышел в 1899 году, как приложение к "Биржевым ведомостям", а начиная с 1902 года он уже существовал как самостоятельный журнал. Главным редактором был Станислав Максимилианович Проппер, про которого Сергей Юльевич Витте говорил: "Он — чистокровный издатель. У него одна цель — разбогатеть".
Кстати, работать с Проппером было непросто. Один из его сотрудников писал: "Проппер как хозяин был, в сущности, несносен. Он во все вмешивался, называя себя только казначеем газеты, торговался с сотрудниками из-за каждой копейки, а особенно, если расходы выходили за пределы утвержденного им бюджета".
В 1923 году стараниями Михаила Кольцова этот журнал был восстановлен. При нем построили и типографию в 1-м Самотечном переулке. А книжная серия "Библиотека «Огонек»" пользовалась в советское время исключительной популярностью.
А каким был гонорар Эля Лисицкого за проект этого здания?
Посмотреть ответ
"Утро России" Павла Рябушинского
Типография "Утро России"
Здание типографии "Утро России" предприниматель и политический деятель Павел Рябушинский выстроил для своей одноименной газеты. Павел Павлович боролся за установление в стране либерально-конституционного строя и передачи власти деловой буржуазии. Он писал в обращении к читателям: "Мы предполагаем создать новый для России тип политическо-культурной газеты, твердо веря, что только мощная культурная работа закрепит все наши политические завоевания".
А в советское время типография занялась выпуском книг — здесь обосновалось издательство "Воениздат".
Сразу после революции на здании, в рамках плана монументальной пропаганды, укрепили барельеф — рабочий с колесом на фоне заводских труб. Что на нем было написано?
Посмотреть ответ
Типография феодального барона
Скоропечатня Левенсона
Одной из известных московских дореволюционных типографий была так называемая скоропечатня Левенсона, стилизованная архитектором Федором Шехтелем под старинный европейский замок. А напротив стоял дом, в котором провела свое детство Марина Цветаева. Ее сестра Анастасия вспоминала, как они разыгрывали своих гостей, показывая за окно:
"— А тут живет наш дед, он — феодальный барон, — сказала Марина. — И мы с Асей... — ...каждый день ездим к нему в карете с "гербами", — продолжала я".
Интересно, что в 1910 году именно у Левенсона вышли первые сборники стихов Марины Ивановны. Как они назывались?
Посмотреть ответ
Просветительский типографский проект
Кустарный музей
В конце XIX века пользовались популярностью издательство и типография Анатолия Мамонтова. Они находились в начале Леонтьевского переулка и специализировались на русском искусстве и просветительской деятельности. Здесь издавались репродукции Валентина Серова, Аполлинария Васнецова, "отца русской матрешки" Сергея Малютина. Выходили "Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля и труды немецкого зоолога Альфреда Брема.
Тут же печатали альманах "Золотое руно". Один участник этого события писал: "Мы все, от наборщика до метранпажа и хозяев типографии, были искренне увлечены затеей Н. П. Рябушинского. Он требовал от всех только одного: понаряднее и повиднее. Мы, конечно, старались выполнить требования не стеснявшегося в средствах заказчика, и, кажется, в какой-то мере нам удалось создать неплохое полиграфическое издание".
А кто был автором этого здания?
Посмотреть ответ
Август Иванович, книгоиздатель из Парижа
Музыкально-драматическое училище
В 1820-е годы в Москве славился книгоиздатель из Парижа Август Иванович Рене-Семен. Он арендовал для своей типографии средний этаж усадьбы в Малом Кисловском переулке. Путеводитель по Москве Сергея Глинки, вышедший в 1824 году, сообщал: "Типография господина Семена отличается и красотою иностранных, и чистотою российских букв".
В типографии Августа Ивановича выходили почти все сочинения Пушкина, издававшиеся в Москве. У него были напечатаны "Словарь российско-польский", "Памятники московской древности", первое издание грибоедовского "Горя от ума", уже упоминавшийся путеводитель Глинки, а также "Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития, с присовокуплением живописного путешествия по земному шару и жизнеописаний знаменитых людей, издаваемое Авг. Семеном". Всего— около тысячи книг.
В начале прошлого столетия здесь размещалось одно музыкальное училище. Какое?
Посмотреть ответ
Узнавайте Москву вместе с нами!
Не забудьте скачать мобильное приложение:
AppStoreGoogle Play
При поддержке
Правительства Москвы
© «Узнай Москву»
О проекте
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет — интерактивная ссылка).
Не хотите больше быть в курсе наших новостей? Отпишитесь.
999999999999999
999999999999999