Здравствуйте! |
23 апреля отмечается Всемирный день книг и авторского права. Его проводят, начиная с 1996 года по инициативе ЮНЕСКО. Тогда было все более-менее понятно. Книги — это то, что написано авторами, издано в бумажном виде, и у этих авторов есть на эти книги авторские права. Сейчас какие-то произведения можно бесплатно прочесть в интернете, а какие-то — гуляют по сети вообще без указания автора. |
Но старый книжный мир еще не сдал свои позиции. Есть и договоры с издательствами, и тиражи, и полки книжных магазинов, заставленные бумажными изданиями, которые все так же вкусно пахнут типографской краской. |
Есть, соответственно, и типографии. Поговорим о них. |
Путь "Грамотея" |
|
Типография "Красный пролетарий" |
Известная сегодня типография "Красный пролетарий" была основана еще до революции. Она принадлежала книгоиздателю Ивану Кушнерову и по своим мощностям занимала второе место после сытинской типографии. Иван Николаевич издавал популярный журнал "Грамотей", цель которого, как утверждалось, состояла в "религиозно-нравственном воспитании народа". |
Путь, проделанный этим изданием, изложен в 86-м томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: "Первые годы Г. представляет любопытную попытку народного журнала, который, приноравливаясь к читателю, вводит его в круг современной жизни; но впоследствии он обратился просто в периодический сборник статей, преимущественно беллетристических, и хотя в нем попадаются имена Решетникова, Левитова, некоторых педагогов и других довольно известных писателей, но специальная его цель — быть народным журналом — как бы исчезла". |
Именно в этой типографии в 1891 году был напечатан знаменитый трехтомник Лермонтова с иллюстрациями Врубеля, Серова, Коровина и других знаменитых художников. Здесь же выходила популярная в свое время брошюра "Война и культура". |
Уже в советское время улицу, на которой стоит типография, назвали Краснопролетарской. А как она называлась раньше? |
|
Кольцов и Проппер |
|
Типография журнала "Огонек" |
Здание типографии журнала "Огонек" (автор — архитектор Эль Лисицкий) находится в 1-м Самотечном переулке. Принято думать, что это — советское издание, основанное Михаилом Кольцовым, но это не совсем точно. Первый номер "Огонька" вышел в 1899 году, как приложение к "Биржевым ведомостям", а начиная с 1902 года он уже существовал как самостоятельный журнал. Главным редактором был Станислав Максимилианович Проппер, про которого Сергей Юльевич Витте говорил: "Он — чистокровный издатель. У него одна цель — разбогатеть". |
Кстати, работать с Проппером было непросто. Один из его сотрудников писал: "Проппер как хозяин был, в сущности, несносен. Он во все вмешивался, называя себя только казначеем газеты, торговался с сотрудниками из-за каждой копейки, а особенно, если расходы выходили за пределы утвержденного им бюджета". |
В 1923 году стараниями Михаила Кольцова этот журнал был восстановлен. При нем построили и типографию в 1-м Самотечном переулке. А книжная серия "Библиотека «Огонек»" пользовалась в советское время исключительной популярностью. |
А каким был гонорар Эля Лисицкого за проект этого здания? |
|
"Утро России" Павла Рябушинского |
|
Типография "Утро России" |
Здание типографии "Утро России" предприниматель и политический деятель Павел Рябушинский выстроил для своей одноименной газеты. Павел Павлович боролся за установление в стране либерально-конституционного строя и передачи власти деловой буржуазии. Он писал в обращении к читателям: "Мы предполагаем создать новый для России тип политическо-культурной газеты, твердо веря, что только мощная культурная работа закрепит все наши политические завоевания". |
А в советское время типография занялась выпуском книг — здесь обосновалось издательство "Воениздат". |
Сразу после революции на здании, в рамках плана монументальной пропаганды, укрепили барельеф — рабочий с колесом на фоне заводских труб. Что на нем было написано? |
|
Типография феодального барона |
|
Скоропечатня Левенсона |
Одной из известных московских дореволюционных типографий была так называемая скоропечатня Левенсона, стилизованная архитектором Федором Шехтелем под старинный европейский замок. А напротив стоял дом, в котором провела свое детство Марина Цветаева. Ее сестра Анастасия вспоминала, как они разыгрывали своих гостей, показывая за окно: |
"— А тут живет наш дед, он — феодальный барон, — сказала Марина. — И мы с Асей... — ...каждый день ездим к нему в карете с "гербами", — продолжала я". |
Интересно, что в 1910 году именно у Левенсона вышли первые сборники стихов Марины Ивановны. Как они назывались? |
|
Просветительский типографский проект |
|
Кустарный музей |
В конце XIX века пользовались популярностью издательство и типография Анатолия Мамонтова. Они находились в начале Леонтьевского переулка и специализировались на русском искусстве и просветительской деятельности. Здесь издавались репродукции Валентина Серова, Аполлинария Васнецова, "отца русской матрешки" Сергея Малютина. Выходили "Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля и труды немецкого зоолога Альфреда Брема. |
Тут же печатали альманах "Золотое руно". Один участник этого события писал: "Мы все, от наборщика до метранпажа и хозяев типографии, были искренне увлечены затеей Н. П. Рябушинского. Он требовал от всех только одного: понаряднее и повиднее. Мы, конечно, старались выполнить требования не стеснявшегося в средствах заказчика, и, кажется, в какой-то мере нам удалось создать неплохое полиграфическое издание". |
А кто был автором этого здания? |
|
Август Иванович, книгоиздатель из Парижа |
|
Музыкально-драматическое училище |
В 1820-е годы в Москве славился книгоиздатель из Парижа Август Иванович Рене-Семен. Он арендовал для своей типографии средний этаж усадьбы в Малом Кисловском переулке. Путеводитель по Москве Сергея Глинки, вышедший в 1824 году, сообщал: "Типография господина Семена отличается и красотою иностранных, и чистотою российских букв". |
В типографии Августа Ивановича выходили почти все сочинения Пушкина, издававшиеся в Москве. У него были напечатаны "Словарь российско-польский", "Памятники московской древности", первое издание грибоедовского "Горя от ума", уже упоминавшийся путеводитель Глинки, а также "Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития, с присовокуплением живописного путешествия по земному шару и жизнеописаний знаменитых людей, издаваемое Авг. Семеном". Всего— около тысячи книг. |
В начале прошлого столетия здесь размещалось одно музыкальное училище. Какое? |
|
Узнавайте Москву вместе с нами! |