| Здравствуйте! | 
| 23 апреля отмечается Всемирный день книг и авторского права. Его проводят, начиная с 1996 года по инициативе ЮНЕСКО. Тогда было все более-менее понятно. Книги — это то, что написано авторами, издано в бумажном виде, и у этих авторов есть на эти книги авторские права. Сейчас какие-то произведения можно бесплатно прочесть в интернете, а какие-то — гуляют по сети вообще без указания автора. | 
| Но старый книжный мир еще не сдал свои позиции. Есть и договоры с издательствами, и тиражи, и полки книжных магазинов, заставленные бумажными изданиями, которые все так же вкусно пахнут типографской краской. | 
| Есть, соответственно, и типографии. Поговорим о них. | 
| Путь "Грамотея" | 
  | 
| Типография "Красный пролетарий" | 
| Известная сегодня типография "Красный пролетарий" была основана еще до революции. Она принадлежала книгоиздателю Ивану Кушнерову и по своим мощностям занимала второе место после сытинской типографии. Иван Николаевич издавал популярный журнал "Грамотей", цель которого, как утверждалось, состояла в "религиозно-нравственном воспитании народа". | 
| Путь, проделанный этим изданием, изложен в 86-м томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: "Первые годы Г. представляет любопытную попытку народного журнала, который, приноравливаясь к читателю, вводит его в круг современной жизни; но впоследствии он обратился просто в периодический сборник статей, преимущественно беллетристических, и хотя в нем попадаются имена Решетникова, Левитова, некоторых педагогов и других довольно известных писателей, но специальная его цель — быть народным журналом — как бы исчезла". | 
| Именно в этой типографии в 1891 году был напечатан знаменитый трехтомник Лермонтова с иллюстрациями Врубеля, Серова, Коровина и других знаменитых художников. Здесь же выходила популярная в свое время брошюра "Война и культура". | 
| Уже в советское время улицу, на которой стоит типография, назвали Краснопролетарской. А как она называлась раньше? | 
 | 
| Кольцов и Проппер | 
  | 
| Типография журнала "Огонек" | 
| Здание типографии журнала "Огонек" (автор — архитектор Эль Лисицкий) находится в 1-м Самотечном переулке. Принято думать, что это — советское издание, основанное Михаилом Кольцовым, но это не совсем точно. Первый номер "Огонька" вышел в 1899 году, как приложение к "Биржевым ведомостям", а начиная с 1902 года он уже существовал как самостоятельный журнал. Главным редактором был Станислав Максимилианович Проппер, про которого Сергей Юльевич Витте говорил: "Он — чистокровный издатель. У него одна цель — разбогатеть". | 
| Кстати, работать с Проппером было непросто. Один из его сотрудников писал: "Проппер как хозяин был, в сущности, несносен. Он во все вмешивался, называя себя только казначеем газеты, торговался с сотрудниками из-за каждой копейки, а особенно, если расходы выходили за пределы утвержденного им бюджета". | 
| В 1923 году стараниями Михаила Кольцова этот журнал был восстановлен. При нем построили и типографию в 1-м Самотечном переулке. А книжная серия "Библиотека «Огонек»" пользовалась в советское время исключительной популярностью. | 
| А каким был гонорар Эля Лисицкого за проект этого здания? | 
 | 
| "Утро России" Павла Рябушинского | 
  | 
| Типография "Утро России" | 
| Здание типографии "Утро России" предприниматель и политический деятель Павел Рябушинский выстроил для своей одноименной газеты. Павел Павлович боролся за установление в стране либерально-конституционного строя и передачи власти деловой буржуазии. Он писал в обращении к читателям: "Мы предполагаем создать новый для России тип политическо-культурной газеты, твердо веря, что только мощная культурная работа закрепит все наши политические завоевания". | 
| А в советское время типография занялась выпуском книг — здесь обосновалось издательство "Воениздат". | 
| Сразу после революции на здании, в рамках плана монументальной пропаганды, укрепили барельеф — рабочий с колесом на фоне заводских труб. Что на нем было написано? | 
 | 
| Типография феодального барона | 
  | 
| Скоропечатня Левенсона | 
| Одной из известных московских дореволюционных типографий была так называемая скоропечатня Левенсона, стилизованная архитектором Федором Шехтелем под старинный европейский замок. А напротив стоял дом, в котором провела свое детство Марина Цветаева. Ее сестра Анастасия вспоминала, как они разыгрывали своих гостей, показывая за окно: | 
| "— А тут живет наш дед, он — феодальный барон, — сказала Марина. — И мы с Асей... — ...каждый день ездим к нему в карете с "гербами", — продолжала я". | 
| Интересно, что в 1910 году именно у Левенсона вышли первые сборники стихов Марины Ивановны. Как они назывались? | 
 | 
| Просветительский типографский проект | 
  | 
| Кустарный музей | 
| В конце XIX века пользовались популярностью издательство и типография Анатолия Мамонтова. Они находились в начале Леонтьевского переулка и специализировались на русском искусстве и просветительской деятельности. Здесь издавались репродукции Валентина Серова, Аполлинария Васнецова, "отца русской матрешки" Сергея Малютина. Выходили "Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля и труды немецкого зоолога Альфреда Брема. | 
| Тут же печатали альманах "Золотое руно". Один участник этого события писал: "Мы все, от наборщика до метранпажа и хозяев типографии, были искренне увлечены затеей Н. П. Рябушинского. Он требовал от всех только одного: понаряднее и повиднее. Мы, конечно, старались выполнить требования не стеснявшегося в средствах заказчика, и, кажется, в какой-то мере нам удалось создать неплохое полиграфическое издание". | 
| А кто был автором этого здания? | 
 | 
| Август Иванович, книгоиздатель из Парижа | 
  | 
| Музыкально-драматическое училище | 
| В 1820-е годы в Москве славился книгоиздатель из Парижа Август Иванович Рене-Семен. Он арендовал для своей типографии средний этаж усадьбы в Малом Кисловском переулке. Путеводитель по Москве Сергея Глинки, вышедший в 1824 году, сообщал: "Типография господина Семена отличается и красотою иностранных, и чистотою российских букв". | 
| В типографии Августа Ивановича выходили почти все сочинения Пушкина, издававшиеся в Москве. У него были напечатаны "Словарь российско-польский", "Памятники московской древности", первое издание грибоедовского "Горя от ума", уже упоминавшийся путеводитель Глинки, а также "Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития, с присовокуплением живописного путешествия по земному шару и жизнеописаний знаменитых людей, издаваемое Авг. Семеном". Всего— около тысячи книг. | 
| В начале прошлого столетия здесь размещалось одно музыкальное училище. Какое? | 
 | 
| Узнавайте Москву вместе с нами! |