| | | | Маркетологи — о том, что их волнует в маркетинге прямо сейчас | | | | | | Слава РюминМаркетолог, автор популярного блога про бизнес «Упал, поднялся», главный в агентстве контент-маркетинга «Команда Рюмина» | | | | | Я тут понял, что мне самому надо систематизировать взгляд на то, как сейчас устроен маркетинг. И часто у бизнеса запрос именно на это — понять, что вообще можно использовать.
| Я стараюсь смотреть всё, что выходит. Каждый год участвую в конференциях по маркетингу и много лично общаюсь с коллегами. В этой колонке я попробовал систематизировать свой опыт и опыт, который я насмотрел у коллег. | | | Инстаграм* — запрещён, но есть рилсы. Таргетированная реклама запрещена со стороны FB*, а со стороны закона РФ полностью запрещена реклама у блогеров с 1 сентября. Всё еще много трафика в рилсах, и их всё ещё можно делать на своём аккаунте. | | | Рилс подходит не для всех: продукт должен быть широкого спроса, независим от гео. Иначе будете стрелять из пушки по воробьям. Понятно, что отдельное искусство — это научиться делать рилсы, чтобы собирать эти охваты. |
| | ВКонтакте — для малого числа ниш. Есть два кабинета: новый и старый, это создаёт путаницу, а новый кабинет не всегда работает корректно.
|
— Товарный бизнес пробовал переехать в ВК, но там не получается создать ажиотажный спрос из кнопки «продвигать пост», как это было в Инсте*. |
— Крупные игроки используют ВК как плейсмент для ретаргетинга. |
— Для некоторых локальных бизнесов — это всё ещё решение со своей воронкой в рассылках, но всё чаще оно становится неокупаемым. |
Где работает ВК: трафик на нишевые вакансии, например, инженеров определённого профиля; детские ниши; узкие специфичные ниши, например, нишевые конференции. |
Для этих ниш могут работать воронки через сообщество с лид-магнитом в месте для рассылки, воронки напрямую на рассылку, трафик на сайт и лид-формы. |
Виральный трафик в ВК. Он есть, для широких ниш и развлекательных постов. Какое-то время короткие видео могли набирать охваты, сейчас я вижу упор на «вирусные посты». Они могут набирать просмотров больше, чем подписчиков в сообществе. Но всё это про развлекательную тематику и «холодный охват» людей, которые увидят пост в ленте, но не будут знакомы с источником контента. |
Telegram перегрет. Если говорить про посевы (посты в каналах), то есть две стратегии: локальный бизнес сеется по городским пабликам, нишевый — по нишам. Если нужно выкупать много каналов — идём на биржу. Суммарная наценка биржи — не менее 30%.
| | | А если вдруг вы делаете посевы вручную, то огребаете от человеческого фактора: пост может не выйти, его могут не промаркировать, вы можете договориться об одном, а получить другое. Средний CPM — около 2000 ₽ за 1000 просмотров. |
| | В основном Telegram — для экспертов и услуг, в меньшей степени для товаров. Но товары тоже сюда идут, потому что больше некуда. Услуги и эксперты — продукт нишевый. Через биржу вы просто можете не найти каналов для посевов, поэтому многие закупают посевы вручную. |
Посевы вручную — это много ресурсов: сначала узнаёшь ценник, потом согласуешь пост, потом контролируешь выпуск и фиксируешь результат, а ещё промаркируй и отчитайся. А ценник на нишевые каналы запредельный. И это такой рынок. То есть CPM (1000 просмотров) может стоить 5-15 тысяч в авторских каналах или в узких тематических. |
Telegram Ads — всё ещё выход для тех бизнесов, которые работают в узком сегменте. Если авторские каналы берут большие деньги за посев — в Telegram Ads охват выйдет дешевле. Тут всего пара проблем: премиум-юзеры не видят рекламу, а трафик быстро «выгорает» — у него нет умных алгоритмов, это просто борьба ставок, и на нескольких показах рекламы эффективность падает в разы. |
YouTube — замедлен, но парадоксально жив. Особенно живучи короткие форматы. Плюс их в том, что можно выложить сразу и рилс, и тик-ток, и шортс. Всё ещё можно ворваться в короткие ролики и набрать на них ядро аудитории. |
Минус такой же, как и в рилсах: нужен широкий продукт без гео. И ещё один минус — трудоёмкость видеоформата. Нужна минимальная команда, какая-то съёмка, настройка кадра, отдельно сценарий, учесть ограничения (например, вы не можете плясать с бубном). А ещё нужен большой скилл и насмотренность, чтобы получать результат, а не просто упахиваться ради 1000 просмотров.
|
TikTok — заблокирован с их стороны, но технически эти ограничения можно преодолеть. В остальном тут те же проблемы, что с рилсами и шортсами.
|
Авито — подходит для многих товаров и услуг. Действительно живая площадка, недорогой трафик. Но нужно научиться работать с мусорными запросами.
|
Маркетплейсы — дают основной трафик для товарки. Из-за растущих комиссий предприниматели бегут оттуда. Закрывают бизнес с долгами. | | | — Поиск и РСЯ — тут бототрафик в рекламе.
|
— Телеграм биржа — работает для локальных проектов.
|
— Медийная реклама — очень дорога. Её берут, когда больше не могут выкупать лидов по своим запросам. Дальше нужно удешевлять этих лидов. Рабочий инструмент для крупного бизнеса.
|
— Карты хороши для локального бизнеса. Воронка из Яндекса в Telegram — даёт дешёвых подписчиков для экспертов. 2ГИС — работает для локальных ниш. |
Google заблокирован, но всё ещё даёт SEO-трафик.
|
SEO — в Яндексе работают чёрными методами, крутят поведенческие. От этого, скорее всего, появляются боты в Директе. Яндекс с этим мало что делает, чёрное SEO процветает. Минус — бизнес теряет трафик из гугла. |
В Google трафика меньше, потому что его поиском меньше пользуются. Но здесь нет контекстной рекламы, поэтому мест для размещения становится больше. Всю картинку портят ИИ-ответы, которые занимают первые позиции и хорошо удовлетворяют интерес пользователя. В итоге помимо позиций в выдаче снижается кликабельность ссылок — там ухудшение в 2-3 раза. Это серьёзно ударило по SEO-трафику.
|
Сеошники даже придумали специальный термин для продвижения в ИИ-ответах — GEO. Вот только GEO — это не сеошная задача. Выясняется, чтобы попадать в выдачу, нужны PR-инструменты: статьи на внешних блогах, например. Но и толк от потенциального попадания в ИИ-ответ сомнительный. Потому что переходы из ответов редкие, только если искали именно ваш продукт, и вы смогли дать в нём значимое преимущество.
| | | Работа со своей базой и с дружеской. Это то, что действительно сейчас должно расти, если, конечно, эта база есть. Бизнес делает совместные конкурсы в ВК и Telegram, обменивается рассылками. В целом, когда трафик дорогой и мусорный, это может помочь выжить.
|
Контент как трафик. Обычно контент — это не трафик, а работа с базой. Поэтому он может приносить клиентов в бизнес, но только если база у вас сформирована трафиком. Сейчас с трафиком проблема, а делать посты ради 100 просмотров — неокупаемая работа.
|
У нас в этом смысле есть решение с вирусными статьями, но самим воплощать такое сложно даже с командой. Нам потребовался год, чтобы разобраться только в этой задаче. Я бы сказал, что уровень сложности — как в вирусных видео.
| | | А как в таких условиях выживать маркетинговому агентству?
|
— Авито, конвейер за дёшево.
|
— Удержание, но клиентов со своими базами немного и они, как хорошие мужчины, — уже разобраны.
|
Поэтому наиболее интересное направление для агентств — идти в свой бизнес, где накопленный опыт может помочь обойти конкурентов. | | | * — Принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории России с 21.03.2022 | | | Если вы хотите поделиться мнением по теме, напишите пару строк в ответном письме. Или задайте вопрос автору колонки в Telegram-канале «Честно». |
| | | | | | | | | | Топ материалов про бизнес |
| | Как разработать маркетинговый план для любого бизнеса |
| Виды маркетинговых планов и советы от экспертов по их разработке. |
| | | | Как и зачем бизнесу проводить сегментацию рынка |
| В каких случаях персонализированные маркетинговые стратегии работают лучше массовых. |
| | | | Как изменилось поведение клиентов в 2025 году |
| Тренд на осознанное потребление: что с этим делать бизнесу и маркетологам. |
| | | | 30 российских сервисов для малого и среднего бизнеса |
| Полезная подборка на все случаи: от SMM до ведения бухгалтерии. |
| | | | | | | | | | | | | | Кейс НКО «Журавлик»: Как нарастить базу на 8000 подписчиков и собирать до 20 000 ₽ с письма |
Благотворительная организация «Журавлик» разрабатывает и внедряет социальные программы, направленные на инклюзивное образование, предотвращение травли и создание безопасной среды для детей. Чтобы взаимодействовать с аудиторией по своим трём основным направлениям, команда «Журавлика» использует разные маркетинговые инструменты — в том числе рассылки. |
Наталья Якушкина, проектный менеджер одной из программ, рассказала, как в фонде выстроена работа над рассылками и как письма помогают привлекать доноров и бороться с травлей в школах. |
| | | | | Тест: Угадайте книгу по дизайну обложки |
Обложка — первое, на что мы обращаем внимание, когда берём книгу в руки. Иногда она точно отражает содержание, а иногда лишь намекает на него. |
Проверьте, насколько хорошо вы знаете классику и современные бестселлеры: попробуйте угадать произведения по их оформлению. Заодно узнаете, какие дизайн-тренды захватили книжные полки в последние годы — на случай, если сами планируете написать книгу. |
| | | | | | | | Каждый день в Словаре маркетолога мы публикуем новые слова из мира маркетинга. В этой подборке вы найдёте топ-3 интересных термина, о которых мы писали в сентябре. Чтобы узнать о терминах подробнее, жмите на зелёные плашки ниже и переходите к подробным статьям. | | | | | | | | | | | | | Новости маркетинга и диджитала |
В мессенджере Max появился сервис аналитики каналов. Платформа MaxStat.IO собирает данные о каналах, аудитории и активности, предоставляя сводные метрики для бизнеса. В дальнейшем разработчики планируют внедрить в платформу ИИ-инструменты, позволяющие сравнивать несколько каналов и сопоставлять их с профилями в других соцсетях. |
Почти половина россиян не доверяет цифровым аватарам в рекламе и на ТВ. 48% участников опроса заявили, что не доверяют цифровым персонажам, так как не знают, кто говорит на самом деле. Ещё 32% опасаются манипуляций, а 28% переживают за ведущих, которые могут лишиться работы из-за ИИ-технологий. При этом 18% респондентов не считают использование дипфейков проблемой. |
| | | | | | | | | | | | | | | | |