Здравствуйте! |
5 декабря 1911 года в Москве скончался живописец Валентин Серов. Он прожил недолго — всего 46 лет — и во второй половине своей жизни мог бы считаться классическим москвичом. Валентин Александрович постоянно перемещался — подолгу останавливался и работал то в Петербурге, то в Домотканове, то в русской провинции, то в Абрамцеве у Саввы Мамонтова (именно там была написана его знаменитая картина "Девочка с персиками"). Но каждый раз возвращался в Москву, был здесь счастлив, активно участвовал в художественной жизни города и написал портреты многих известных москвичей. |
Вспомним о московских адресах великого художника. |
Мастерская на паях |
|
Дом художников на Волхонке |
Один из первых московских адресов Серова — дом по адресу Волхонка, 9, строение 2. Правда, он тут не жил, а только работал. В 1886 году одну из квартир в этом доме снял художник Илья Остроухов. Ему пришла в голову идея сделать здесь совместную мастерскую сразу для нескольких живописцев. Так и веселее, и дешевле. Правда, с самого Серова денег не брали вообще. В то время у него их просто не было. Пустили просто так, по-дружески. |
Зато у Валентина Александровича уже был свой авторский почерк. Художник Александр Головин писал об этом необычном месте: "Они пригласили меня в свою мастерскую на Ленивке, где группа художников занималась рисованием с натурщиц. Тут я впервые увидел, как Серов рисует, и сразу был поражен его мастерством. Он не только рисовал, но и давал "лепку" натуры, достигая во всех деталях невероятного сходства. При этом никакой фотографичности в его работах не было. Руки, ноги, каждый мускул жили неподдельною жизнью. До сих пор я не могу забыть этого удивительного рисунка". |
А еще в том доме проживал один известный живописец, не имевший никакого отношения к совместной мастерской. Кто? |
|
"Правдивость художника" |
|
Дом Шаляпина |
Еще один московский адрес, связанный с Валентином Серовым, — дом 3 по 3-му Зачатьевскому переулку. Здесь с 1904 по 1907 годы жил Федор Иванович Шаляпин. И Валентин Александрович нередко гостил у него. В этих стенах Серов написал несколько портретов самого хозяина и его родственников. Среди них и знаменитый портрет Шаляпина в полный рост, сделанный в 1905 году. |
Федор Иванович писал: "Серов особенно мастерски изображал жестами и коротенькими словами целые картины. С виду это был человек суровый и сухой. Я даже сначала побаивался его, но вскоре узнал, что он юморист, весельчак и крайне правдивое существо". |
Именно эта "правдивость" Серова и стала причиной разрыва отношений между двумя приятелями. После того, как в 1911 году Шаляпин вместе с труппой Мариинского театра опустился на колени перед императором, Валентин Александрович навсегда прекратил с ним всяческие отношения. |
А куда переехал Шаляпин из этого дома? |
|
Беспокойная квартира |
|
Меблированные комнаты "Петергоф" |
Другой знаменитый портрет — Максима Горького — Серов написал в том же 1905 году, и тоже на квартире портретируемого. Это один из самых необычных портретов в истории мировой живописи. Горький тут настолько динамичен, что, кажется, через секунду вырвется из полотна. |
Писатель вместе со своей дамой сердца, актрисой Марией Андреевой, в то время проживал в меблированных комнатах "Петергоф", в самом начале Воздвиженки. Атмосфера в квартире была неспокойная, особенно ближе к декабрьским событиям. Тот же Федор Шаляпин писал: "На квартире Горького ждали не то обысков, не то арестов. По-видимому, сдаваться так просто они не захотели, и в квартире писателя дежурило человек двенадцать молодых людей, преимущественно кавказцев, вооруженных наганами и другими того же рода инструментами, названия которых я не знал, так как я играю на других". |
А какой архитектор был автором этой гостиницы? |
|
Театральный художник Серов |
|
Театр Саввы Мамонтова |
Валентин Александрович был не только портретистом. Он, к примеру, писал декорации к спектаклям частной оперы своего давнего друга и покровителя Саввы Мамонтова (кстати, именно на этой сцене состоялся московский дебют Федора Шаляпина). |
Один из современников вспоминал: "В "Частной опере" впервые в России были привлечены к участию в сценической постановке художники. Вместо шаблонных, грубо намалеванных, пышных, но безвкусных декораций перед глазами изумленных и очарованных зрителей засверкали чудесные полотна... Здесь осуществилось гармоничное сочетание трех родов искусства — музыки, драмы (то есть вдумчивой игры) и живописи". |
Кроме Серова тут работали над декорациями Врубель, Левитан, Поленов, братья Васнецовы. |
А почему закрылась Частная опера Мамонтова? |
|
Последняя работа |
|
"Зимний" дом Носовых |
В доме предпринимателя Василия Носова Серов расписывал стены парадной столовой. Это была его последняя работа, к сожалению, незавершенная — заказ поступил за несколько месяцев до смерти. Он, правда, успел сделать 29 эскизов на тему древнеримской легенды о богине Диане и охотнике Актеоне. Охотник подглядывал за обнаженной Дианой, за что был ею страшно наказан. Безжалостная богиня превратила Актеона в оленя, и его насмерть задрали его собственные собаки. |
Завершать эту работу пришлось другим художникам — Сергею Судейкину и Николаю Сапунову. |
А какой архитектор отделывал интерьеры этого особняка? |
|
Прощаемся с художником |
|
Дом, в котором жил и работал Серов |
Последний московский адрес Валентина Александровича Серова — Староваганьковский переулок, дом 21, строение 1. В 1911 году художника настигло сердечное заболевание — стенокардия, которую в то время называли "птичьим сердцем". Ко всеобщему удивлению выяснилось, что все имущество знаменитого живописца состояло из красок, кистей и одномесячного жалования в Училище живописи, ваяния и зодчества, в котором он преподавал. Фактически, художник умер нищим. |
Кстати, до пожара 1812 года на этом месте стоял храм. Какой? |
|
Узнавайте Москву вместе с нами! |