Здравствуйте! | 14 декабря 1893 года на Красной площади открылось новое здание Верхних торговых рядов. Это был не просто очередной новый магазин. Огромное, красивое и современное здание, выстроенное по проекту архитектора Александра Померанцева, символизировало наступление нового стандарта в московской торговле. Старые ряды насквозь продувались, отопления там не было и зимой в них страшно мерзли. Летом же, наоборот, плавились от жары. Сонные купцы, плутоватые приказчики, запах сивушного перегара — все это осталось в прошлом. А на смену пришло отопление, электрическое освещение, стеклянные витринные шкафы, подъемники и гигантская прозрачная крыша. | Многие купцы боялись этих перемен, не желали покидать насиженные лавки с тараканами, мышами и грибком на старых стенах. Их выселяли насильно, ведь сопротивляться прогрессу бессмысленно. | Под стеклянной крышей | | Верхние торговые ряды (ГУМ) | Новые торговые ряды в архитектурном смысле были во многом похожи на старые. Те же широкие светлые окна, та же система линий, связанных друг с другом частыми проходами. Правда, стиль выбран другой, вместо классического — псевдорусский. Но главное отличие, конечно же, было в "начинке" здания. Собственная электростанция, которая освещала не только торговые помещения, но и Красную площадь. Артезианская скважина, водопровод. В подвальном этаже — железная дорога для удобства подвоза товара. В одном из залов оборудован синематограф — как в современных моллах. Фудкорта, правда, не было, но действовал семейный ресторан "Мартьяныч". Туда ходили не кутить, не "душу отвести", а пообедать всей семьей, отдохнуть от покупок. | Один дореволюционный путеводитель писал о торговых рядах: "Они представляют собой выдающееся сооружение среди торговых помещений не только России, но и Западной Европы". | А кто был автором проекта стеклянной крыши? | | Фарфор и грезы | | Дом фарфора | В 1898 году архитектор Федор Шехтель приступает к строительству крупного административно-торгового комплекса для "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова" на Мясницкой улице. Строительство ведется на протяжении пяти лет. Новизна кузнецовского магазина заключается в том, что там помимо обычной торговли проходят культурные мероприятия. В основном они связаны с современным искусством, таким же новым, как и сама концепция. | К примеру, в 1907 году здесь состоялась нашумевшая художественная выставка "Голубая роза". Игорь Грабарь писал о ней: "Казалось, что всем участникам была предложена общая гамма, в которой решено было выдержать всю выставку... Это достигалось с помощью сложных эффектов матово-мерцающей живописной фактуры полотен, различных преображений, в виде резких перспективных сокращений, неожиданных ракурсов, видоизменяющих форму, отражений в воде, на стекле и в зеркалах, световоздушных вибраций, растворяющих контуры и т.п. Излюбленными мотивами картин были: сновидения, миражи, уводящие человека от реальности в мир фантазий и грез". Даже стены зала к этому событию выкрасили в светло-голубой цвет. | Кстати, фасад здания украшен масками одного древнеримского бога. Какого? | | На Дмитровку за "Фиатом" | | Малый Манеж | Часто новизна торговой точки определялась самим продаваемым товаром. В 1888 году "Акционерное Общество Электрического Освещения" построило в начале Большой Дмитровки электрическую станцию. Вскоре ее мощности стало катастрофически не хватать, на Раушской набережной поднялась новая станция, а в освободившемся помещении в 1905 году устроили автомобильный гараж. И при нем открыли магазин итальянских автомобилей "Фиат". | Эта модная новинка была доступна лишь избранным москвичам. Продажи, тем не менее, были на уровне. Популярность именно этой марки сильно подскочила после автопробега "Москва — Петербург" на кубок газеты "Новое время". Он состоялся в 1907 году. "Фиат" прекрасным образом справился с ужасными московскими дорогами. | А как этот гараж использовался после революции? | | Торговля Сосипатра Сидорова | | Петровский пассаж | В 1906 году на Петровке открылся Фирсановский пассаж (ныне известен как Петровский пассаж). Его владелица, Вера Ивановна Фирсанова, была женщиной передовых взглядов. Хозяйка Сандуновских бань, крупная благотворительница. В ее прошлом — развод с мужем с уплатой ему миллиона отступного за то, что тот принял вину на себя. Ей ли не знать потребности таких же современных женщин и их воздыхателей! | Андрей Белый писал: "В проходах пассажа, — под тою же вывеской "Сидорова Сосипатра" блистала толпа: золотыми зубами, пенснэ и моноклями. Кто-то уставился в окна, съедая глазами лиловое счастье муслинов, сюра, вееров; здесь же рядом — сияющий выливень камушков: ясный рубин, желтоливный берилл, альмантин цвета рома и сеть изумрудиков; словом — рулада разграненных блесков; и липла толпа, наблюдая, как красенью вспыхнет, как выблеснет зеленью: вздрогнет; и — дышит. Прелестно!". | Кстати, Сосипатр Дмитриевич Сидоров к тому моменту уже умер, но сам бренд — торговля дорогими тканями — был очень популярен. | Здесь можно было и делать покупки, и прогуливаться, и пить чай, и даже устраивать тайные сердечные встречи. На вопрос мужа, где была, ветреная супруга честно отвечала, что в пассаже. Кучер подтверждал. А на вопрос, почему ничего не купила, признавалась, что очень заботится о семейном бюджете. | Раньше подобных магазинов в Москве не было. | А после революции в здании пассажа проводили аукционы. На одном из них побывали два очень известных литературных персонажа. Кто именно? | | Московский побратим парижского кабаре "Мулен Руж" | | Шоколадный магазин Келера | Новшество шоколадного магазина Романа Келера, который торговал в доходном доме князя Алексея Орлова-Давыдова в самом конце Никольской улицы, заключалось в необычном подходе к интерьеру. Конечно, торговые залы украшали всегда. Но, как правило, довольно скромно, собственными силами или наняв художника-студента. Роман же Романович, известный промышленник-фармацевт, владелец первой в стране фабрики по производству водочных и конфетных эссенций и специй, пошел дальше. В 1907 году он выписал из Парижа мировую знаменитость, художника по интерьерам Эдуарда Ниермана, оформившего легендарное кабаре "Мулен Руж", Казино де Пари и множество других подобных заведений. Он украсил шоколадный магазин удивительной мозаикой из смальты в модном тогда стиле модерн. Многие москвичи приходили сюда, чтобы полюбоваться на этот шедевр, а заодно покупали совсем не дешевую бонбоньерку со сладостями. Реклама себя окупала. | А что сейчас находится в бывшем доме Орлова-Давыдова? | | Дедушка московской онлайн-торговли | | Торговый дом "Мюр и Мерилиз" | А в 1908 году на Рождество в Москве открылось новое здание универмага "Мюр и Мерилиз". Это был целый заповедник всяческих торговых новшеств. С первым из них покупатели сталкивались еще на входе — вращающиеся двери. Многие воспринимали это как аттракцион, и веселый, и очень опасный. Если замешкаешься, можно весьма ощутимо получить по нижней части спины. | Удивлял электрический лифт. Анастасия Цветаева писала: "Комнатка, светлая, как сам свет, легко, воздушно скользит вверх и вниз, увозя и привозя дам, господинов, детей, проваливаясь в пролеты этажей с бесстрашием колдовства, выныривая из пропасти с неуязвимостью заколдованности". | Здесь были оборудованы комната ожидания и справочный пункт. Кстати, "Мюр и Мерилиз" — дедушка современных онлайн-магазинов. Его торговля по каталогу действовала на территории всей России. Личное присутствие покупателя не требовалось. | А что здесь было после революции? | | Узнавайте Москву вместе с нами! | | Не забудьте скачать мобильное приложение: | | | |