среда, 3 марта 2021 г.

Театры советской Москвы

3 марта 1923 года в Москве был создан Театр имени Московского губернского совета профессиональных союзов, нынешний Театр имени Моссовета.
УЗНАЙ МОСКВУ
Театры советской Москвы
с 4 по 10 марта
fbvkinstyt
ДомаМузеиМаршрутыПамятники
Здравствуйте!
3 марта 1923 года в Москве был создан Театр имени Московского губернского совета профессиональных союзов, нынешний Театр имени Моссовета. Интересно, что в первые послереволюционные годы, когда искусство пришло в упадок, а великих русских классиков литературы предлагалось сбросить с парохода современности, именно театр оказался в очень завидной ситуации. Дореволюционные сценические площадки, за редким исключением, продолжали действовать, а в дополнение к ним появлялись новые, часто довольно интересные. Вовсю шел поиск современных форм, театр дружно делали общедоступным, притом необычным, шокирующим.
На этом фоне новообразованный профсоюзный коллектив выглядел достаточно традиционным. Его первым спектаклем была пьеса "Савва" Леонида Андреева — вполне классическая, правда запрещенная в 1906 году. Вспомним самые яркие театры, появившиеся в первые годы советской власти.
Особенности пролетарской культуры
Дом Арсения Морозова
Одна из популярнейших сценических площадок располагалась на Воздвиженке, в бывшем особняке Арсения Морозова, прозванном москвичами "мавританским замком". Это был Первый Рабочий театр Пролеткульта, там царствовал Сергей Эйзенштейн, живой классик послереволюционной эпохи. От традиционного театра мало что оставили — действие больше напоминало незамысловатый балаганчик с элементами цирка и кордебалета.
Критик Александр Февральский так описывал театр: "Небольшой, но высокий зал... превратился в подобие цирковой арены. Зрители располагались на двух крутых амфитеатрах, разделенных проходом, через который входила публика, и образовывавших примерно полукруг. Пол перед амфитеатрами ("манеж") был устлан круглым ковром; здесь и была "сцена"... А на верхней части стен, не закрытой полотнищами, виднелись лепные украшения бывшего особняка Саввы Морозова".
Ильф и Петров в "Двенадцати стульях" много и с удовольствием иронизировали над Рабочим театром. Как он назывался в романе?
Посмотреть ответ
Искусство владеть своим телом
Концертный зал им. Чайковского
Еще один живой классик того времени, Всеволод Мейерхольд, царил на Триумфальной площади, на месте нынешнего концертного зала имени Чайковского. Он возглавлял ГосТиМ — Государственный театр имени Мейерхольда. Главным коньком Всеволода Эмильевича была биомеханика. Эмоции в первую очередь передавались через движения тела. Актеры ГосТиМа бесконечно совершенствовались в искусстве владения собственным телом. Каждый из них был и танцором, и акробатом, и эквилибристом, и гимнастом, и клоуном.
В конце тридцатых годов Мейерхольд задумал грандиозную реконструкцию здания. Но его арестовали, расстреляли, сам театр закрыли, а здание переоборудовали под концертный зал имени Чайковского. Зал открыли в октябре 1940 года. К какому юбилею было приурочено это событие?
Посмотреть ответ
Веселый театр
Театр Сатиры
К той же эпохе относится и появление Театра Сатиры. Он был открыт в 1924 году спектаклем "Москва с точки зрения...". "Правда" писала об этом спектакле: "Сила обозрения — в его крепко завязанной связи с московским бытом; вокруг основного мотива об уплотнении вырастает ряд анекдотов и острословия, многие из них станут ходячими и будут повторяться в Москве".
"Уплотнением" в то время называли насильственное подселение новых жильцов к старым хозяевам квартир и, соответственно, превращение отдельных квартир в коммунальные.
Остроумное высмеивание пороков современности как бы перебралось с газетных и журнальных полос на театральную сцену. И в этом состояло новшество. Лозунг же театра звучал так: "Смеяться над тем, что смешно, бичевать все мерзкое, тупое, косное, все, что уродливым наростом торчит из нового советского быта".
У этого места очень богатая зрелищная история. Здесь в разное время располагались цирк братьев Никитиных, московский мюзик-холл, Театр оперетты. Сам же Театр Сатиры долгое время переезжал с одной площадки на другую. А в каком году он обосновался по нынешнему адресу?
Посмотреть ответ
Железнодорожный театр
Клуб железнодорожников
Был свой театр и у работников железной дороги. Для него Алексей Викторович Щусев в 1927 году пристроил к комплексу Казанского вокзала здание "образцового рабочего клуба-театра". Зрительный зал был рассчитан на 1200 человек. Костяк нового творческого коллектива составили активисты из клуба Московско-Казанской железной дороги, основанного еще в 1919 году.
Существует известная легенда. Будто бы в 1918 году в Москву из Франции приехал богатый домовладелец Николай Стахеев. Он хотел забрать ценности, припрятанные в тайнике одного из его бывших домов, на Новой Басманной улице. Но Стахеева выследили, доставили на Лубянку и предложили рассказать, где находится тайник. В обмен на свободу и возможность снова, уже окончательно, уехать из России. Стахеев согласился. И, якобы, как раз на эти деньги был выстроен "рабочий клуб-театр".
А откуда, действительно, взялись средства на это здание?
Посмотреть ответ
Бывший ТРАМ
Театр "Ленком"
Знаменитый театр "Ленком" тоже появился в первые послереволюционные годы. Правда, поначалу он носил другое имя — Театр рабочей молодежи, сокращенно — ТРАМ.
Первый ТРАМ возник в 1925 году в городе Ленинграде. Первый же спектакль имел успех. Это была "комсомольская комедия в пяти действиях с пением и танцами", а называлась она "Сашка Чумовой". Спектакль в развлекательной форме затрагивал актуальные темы — о морали и образе жизни тогдашней молодежи. То, о чем на комсомольских собраниях говорили тоскливо и нудно, здесь подавалось и живо, и весело. ТРАМы начали появляться и в других городах, в том числе в Москве.
Правда, дебют ТРАМа московского был встречен без энтузиазма. Первый спектакль — "Зеленые огни" — и вовсе провалился. Но со временем дело наладилось. В 1933 году театр переезжает в свое нынешнее здание, а спустя пять лет, после слияния с театром-студией Рубена Симонова, его переименовывают в Театр Ленинского комсомола.
В народе же театр стали называть "Ленкомом". И, в конце концов, именно народное название сделали официальным. Когда это произошло?
Посмотреть ответ
Свайный колумбарий
Клуб Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев
Даже бывшим — царским — политкаторжанам полагался свой театр. В 1934 году архитекторы братья Леонид, Виктор и Александр Веснины построили для Общества политкаторжан огромное клубное здание. Его назвали "Домом каторги". Там, кроме прочего, был и объемный театральный зал.
"Дом" построили в конструктивистском стиле. В стенгазете "Три централа", органе Общества бывших политкаторжан и ссыльнопереселенцев, как оно официально называлось, новому клубу посвятили двустишие:
Поди ж ты — строили дворец —
А вышел колумбарий свайный.
Но, в любом случае, политические каторжане так и не смогли толком воспользоваться этой роскошью. Уже на следующий год общество было расформировано, а в здании расположился кинотеатр с нескромным названием "Первый".
Однако же использовать такую сложную постройку под обычные кинопоказы было нерационально, и в 1945 году здесь размещается Театр-студия киноактера. Именно в этих стенах в 1958 году Бориса Пастернака исключили из Союза писателей СССР.
А с 1955 по 1969 годы здесь располагалась еще одна культурная организация. Какая?
Посмотреть ответ
Узнавайте Москву вместе с нами!
Не забудьте скачать мобильное приложение:
AppStoreGoogle Play
При поддержке
Правительства Москвы
© «Узнай Москву»
О проекте
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет — интерактивная ссылка).
Не хотите больше быть в курсе наших новостей? Отпишитесь.
999999999999999
999999999999999