Здравствуйте! |
3 марта 1923 года в Москве был создан Театр имени Московского губернского совета профессиональных союзов, нынешний Театр имени Моссовета. Интересно, что в первые послереволюционные годы, когда искусство пришло в упадок, а великих русских классиков литературы предлагалось сбросить с парохода современности, именно театр оказался в очень завидной ситуации. Дореволюционные сценические площадки, за редким исключением, продолжали действовать, а в дополнение к ним появлялись новые, часто довольно интересные. Вовсю шел поиск современных форм, театр дружно делали общедоступным, притом необычным, шокирующим. |
На этом фоне новообразованный профсоюзный коллектив выглядел достаточно традиционным. Его первым спектаклем была пьеса "Савва" Леонида Андреева — вполне классическая, правда запрещенная в 1906 году. Вспомним самые яркие театры, появившиеся в первые годы советской власти. |
Особенности пролетарской культуры |
|
Дом Арсения Морозова |
Одна из популярнейших сценических площадок располагалась на Воздвиженке, в бывшем особняке Арсения Морозова, прозванном москвичами "мавританским замком". Это был Первый Рабочий театр Пролеткульта, там царствовал Сергей Эйзенштейн, живой классик послереволюционной эпохи. От традиционного театра мало что оставили — действие больше напоминало незамысловатый балаганчик с элементами цирка и кордебалета. |
Критик Александр Февральский так описывал театр: "Небольшой, но высокий зал... превратился в подобие цирковой арены. Зрители располагались на двух крутых амфитеатрах, разделенных проходом, через который входила публика, и образовывавших примерно полукруг. Пол перед амфитеатрами ("манеж") был устлан круглым ковром; здесь и была "сцена"... А на верхней части стен, не закрытой полотнищами, виднелись лепные украшения бывшего особняка Саввы Морозова". |
Ильф и Петров в "Двенадцати стульях" много и с удовольствием иронизировали над Рабочим театром. Как он назывался в романе? |
|
Искусство владеть своим телом |
|
Концертный зал им. Чайковского |
Еще один живой классик того времени, Всеволод Мейерхольд, царил на Триумфальной площади, на месте нынешнего концертного зала имени Чайковского. Он возглавлял ГосТиМ — Государственный театр имени Мейерхольда. Главным коньком Всеволода Эмильевича была биомеханика. Эмоции в первую очередь передавались через движения тела. Актеры ГосТиМа бесконечно совершенствовались в искусстве владения собственным телом. Каждый из них был и танцором, и акробатом, и эквилибристом, и гимнастом, и клоуном. |
В конце тридцатых годов Мейерхольд задумал грандиозную реконструкцию здания. Но его арестовали, расстреляли, сам театр закрыли, а здание переоборудовали под концертный зал имени Чайковского. Зал открыли в октябре 1940 года. К какому юбилею было приурочено это событие? |
|
Веселый театр |
|
Театр Сатиры |
К той же эпохе относится и появление Театра Сатиры. Он был открыт в 1924 году спектаклем "Москва с точки зрения...". "Правда" писала об этом спектакле: "Сила обозрения — в его крепко завязанной связи с московским бытом; вокруг основного мотива об уплотнении вырастает ряд анекдотов и острословия, многие из них станут ходячими и будут повторяться в Москве". |
"Уплотнением" в то время называли насильственное подселение новых жильцов к старым хозяевам квартир и, соответственно, превращение отдельных квартир в коммунальные. |
Остроумное высмеивание пороков современности как бы перебралось с газетных и журнальных полос на театральную сцену. И в этом состояло новшество. Лозунг же театра звучал так: "Смеяться над тем, что смешно, бичевать все мерзкое, тупое, косное, все, что уродливым наростом торчит из нового советского быта". |
У этого места очень богатая зрелищная история. Здесь в разное время располагались цирк братьев Никитиных, московский мюзик-холл, Театр оперетты. Сам же Театр Сатиры долгое время переезжал с одной площадки на другую. А в каком году он обосновался по нынешнему адресу? |
|
Железнодорожный театр |
|
Клуб железнодорожников |
Был свой театр и у работников железной дороги. Для него Алексей Викторович Щусев в 1927 году пристроил к комплексу Казанского вокзала здание "образцового рабочего клуба-театра". Зрительный зал был рассчитан на 1200 человек. Костяк нового творческого коллектива составили активисты из клуба Московско-Казанской железной дороги, основанного еще в 1919 году. |
Существует известная легенда. Будто бы в 1918 году в Москву из Франции приехал богатый домовладелец Николай Стахеев. Он хотел забрать ценности, припрятанные в тайнике одного из его бывших домов, на Новой Басманной улице. Но Стахеева выследили, доставили на Лубянку и предложили рассказать, где находится тайник. В обмен на свободу и возможность снова, уже окончательно, уехать из России. Стахеев согласился. И, якобы, как раз на эти деньги был выстроен "рабочий клуб-театр". |
А откуда, действительно, взялись средства на это здание? |
|
Бывший ТРАМ |
|
Театр "Ленком" |
Знаменитый театр "Ленком" тоже появился в первые послереволюционные годы. Правда, поначалу он носил другое имя — Театр рабочей молодежи, сокращенно — ТРАМ. |
Первый ТРАМ возник в 1925 году в городе Ленинграде. Первый же спектакль имел успех. Это была "комсомольская комедия в пяти действиях с пением и танцами", а называлась она "Сашка Чумовой". Спектакль в развлекательной форме затрагивал актуальные темы — о морали и образе жизни тогдашней молодежи. То, о чем на комсомольских собраниях говорили тоскливо и нудно, здесь подавалось и живо, и весело. ТРАМы начали появляться и в других городах, в том числе в Москве. |
Правда, дебют ТРАМа московского был встречен без энтузиазма. Первый спектакль — "Зеленые огни" — и вовсе провалился. Но со временем дело наладилось. В 1933 году театр переезжает в свое нынешнее здание, а спустя пять лет, после слияния с театром-студией Рубена Симонова, его переименовывают в Театр Ленинского комсомола. |
В народе же театр стали называть "Ленкомом". И, в конце концов, именно народное название сделали официальным. Когда это произошло? |
|
Свайный колумбарий |
|
Клуб Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев |
Даже бывшим — царским — политкаторжанам полагался свой театр. В 1934 году архитекторы братья Леонид, Виктор и Александр Веснины построили для Общества политкаторжан огромное клубное здание. Его назвали "Домом каторги". Там, кроме прочего, был и объемный театральный зал. |
"Дом" построили в конструктивистском стиле. В стенгазете "Три централа", органе Общества бывших политкаторжан и ссыльнопереселенцев, как оно официально называлось, новому клубу посвятили двустишие: |
Поди ж ты — строили дворец — А вышел колумбарий свайный. |
Но, в любом случае, политические каторжане так и не смогли толком воспользоваться этой роскошью. Уже на следующий год общество было расформировано, а в здании расположился кинотеатр с нескромным названием "Первый". |
Однако же использовать такую сложную постройку под обычные кинопоказы было нерационально, и в 1945 году здесь размещается Театр-студия киноактера. Именно в этих стенах в 1958 году Бориса Пастернака исключили из Союза писателей СССР. |
А с 1955 по 1969 годы здесь располагалась еще одна культурная организация. Какая? |
|
Узнавайте Москву вместе с нами! |