Здравствуйте! |
6 октября 1887 года родился французский архитектор и художник Шарль Ле Корбюзье, автор знаменитой фразы: «Дом — это машина для жилья». В Москве он построил дом Центросоюза на улице Кирова (ныне Мясницкая). И для нашего в высшей степени эклектичного города это — обычное дело. Облик Москвы создавали немцы, итальянцы, швейцарцы, грузины, армяне. Ну и французы, разумеется. |
Поговорим сегодня о Москве французской. |
|
| Лучшее здание за последние сто лет |
|
Шарль-Эдуар Ле Корбюзье родился в Швейцарии, но в 29 лет переехал в Париж. Так что его вполне закономерно считают именно французским, а не швейцарским архитектором. Хотя точнее было бы назвать его космополитом. Кроме России Корбюзье проектировал для Швейцарии, Франции, Бельгии, Италии, Германии, Бразилии, Алжира, Аргентины, Японии, Индии и США. |
Но к нашему городу у архитектора было особенное отношение. Он писал: «Москва — это фабрика планов, обетованная земля для специалистов, но совсем не в духе Клондайка. Страна переоснащается! В Москве поразительное обилие всяких проектов; здесь планы заводов, плотин, фабрик, жилых домов, проекты целых городов. И все делается под одним лозунгом: использовать все достижения прогресса... Все эти планы проникнуты юношеским духом». |
Один известный архитектор говорил, что дом Центросоюза — «лучшее здание, выстроенное в Москве за последние сто лет». Кто это был? |
|
|
| Родина «Юбилейного» печенья |
|
Архитектор Оскар-Жан Франциевич Дидио сохранял за собой французское подданство, но жить предпочитал в России. Он немало строил в нашем городе, однако старался брать заказы у своих соотечественников. Парфюмерная фабрика Ралле, ситцевая фабрика Гюбнера, две французские школы в Милютинском переулке. Он же выстроил кондитерский фабричный комплекс для Адольфа Адольфовича Сиу. |
Все было сделано по последней архитектурной моде и оборудовано по последнему слову производственной техники. То, что можно было механизировать — механизировали. Вместо изможденных рабочих в этих стенах трудились дробящие машины и месящие машины. Сохранность сырья и готовой продукции обеспечивали мощные холодильные компрессоры. |
Продукция пользовалась популярностью. За фирмой был закреплен статус «Поставщик двора его Императорского Величества». Именно в этих стенах в 1913 году изобрели популярное печенье «Юбилейное» — оно посвящалось 300-летию Дома Романовых. |
А какое название присвоили этой фабрике после революции? |
|
|
| Парижанин Легран |
|
Парижанин Николя (он же Николай Николаевич) Легран переехал в Москву в 1773 году и задержался здесь на долгих 25 лет, до самой своей смерти. Он преподавал архитектуру в Московском университете и в архитектурной школе при Каменном приказе, принимал участие в составлении «прожектированного плана» реконструкции Москвы. Говорят, что ему принадлежит идея прорыть Водоотводный канал. |
Легран проектировал дом Новикова на Садовой-Спасской улице, церковь Успения на Могильцах (неспроста в ней ясно видятся черты костела). А самое известное его произведение — Кригскомиссариат, расположенный между Космодамианской набережной и Садовнической улицей. |
Впрочем, по одной из версий, строительство этого здания завершалось под руководством другого архитектора, Василия Баженова. Известно его «Изъяснение», которое, вполне вероятно, относится именно к этой постройке: «Присланный План, токмо переменен. Одним колонадом. И окны по мнению Архитектора Баженова были весма часто, что также перемeнено, а впротчем хорош, проезды же в него не худо бы было, если б во все четыре средины его двора сделать». |
Баженов во всех документах именовал себя в третьем лице. Такая у него была привычка. |
По легенде, именно здесь окончил жизнь один известный деятель сталинской эпохи. Кто именно? |
|
|
| Сначала в трактир |
|
Много строил в Москве Карл Бланк, выходец из рода французских гугенотов. Его руке принадлежат проекты Воспитательного дома, церкви Николы Чудотворца в Звонарях, храма Живоначальной Троицы в Серебряниках, церкви великомученицы Екатерины на Большой Ордынке, несохранившихся храмов Бориса и Глеба на Арбатской площади и Кира и Иоанна на Солянке. |
Он же — создатель знаменитого усадебного комплекса в Кусково. Уже в середине позапрошлого века Кусково сделалось одним из центров туристического паломничества. Иван Прыжов писал в 1868 году: «Первая станция — Перово, с его знаменитым трактиром, где в доброе, старое время... прокутилась нашими купцами не одна сотенка тысяч, а теперь это — мирная харчевня... Летом, в каждый праздник, поезд привозит сюда ряды вагонов, как говорится, битком набитых пассажирами, наезжающими гулять в Кусково, обиталище графа Шереметева». |
Кусковский дворец стилизован под каменную постройку. Но знаете ли вы, из какого материала он выполнен на самом деле? |
|
|
| Вместо сельскохозяйственной выставки |
|
Мишель Пена родился в 1955 году на юго-западе Франции. Окончил Национальную школу ландшафта Версаля. Вместе с супругой Кристин основал свое агентство. С 2008 по 2011 годы был президентом Французской ландшафтной федерации. А в 2018, в соответствии с его концепцией, на ВДНХ был открыт ландшафтный парк. |
Он состоит из пяти секций — «Природа ботаническая», «Природа развлечений», «Природа дикая», «Природа культивируемая» и «Природа наук и искусств». Все они организованы по одному принципу — переход от дикой природы к тому, что создал человек. |
До 1959 года здесь располагалась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Путеводитель по Москве 1947 года сообщал: «Пологие ступени между четырехствольными колоннами вестибюля, шелест фонтанов в маленьких красивых бассейнах. За центральным залом — сад-оранжерея. С пышных ветвей цитрусовых растений свисают налитые соком лимоны, апельсины. На украшенных национальными орнаментами стендах показано все, чем богаты плодородные земли солнечной Грузии: горки отборных плодов, овощей, хлебных злаков, хлопок, чай, всевозможные экспонаты животноводства, пчеловодства, виноградарства, изделия из сельскохозяйственного сырья». |
Но с того времени концепция несколько раз менялась. |
Какую территорию занимает ландшафтный парк? |
|
|
| Гюго в «Эрмитаже» |
|
А в московском саду «Эрмитаж», в числе прочих достопримечательностей, находится памятник Виктору Гюго работы французского скульптора Лорана Маркеста. Он — автор двух памятников этому великому писателю. Один до сих пор украшает Сорбонну, второй же парижская мэрия передала в дар Москве. Он-то и украсил знаменитый увеселительный сад в Каретном ряду. |
Этот сад был основан в 1892 году. В нем действовал Зимний театр, были оборудованы летние эстрады, буфеты, декоративные фонари с электродуговыми лампами (в саду имелась собственная дизельная электростанция). Сад пользовался популярностью, и о начале сезона каждый год сообщали газеты: «Летний увеселительный сезон открылся при почти зимней стуже. Впору чуть не шубы одевать. Но „открыватели" не боятся стихий... В „Эрмитаже" публики очень изрядное количество. И в буфетах усиленный спрос на „тепло"... В саду доминируют дрессированные слоны Орфорда, которые играют целые сцены. Затем работают всякие эксцентрики, акробаты. Есть и несколько кафешантанных звездочек умеренного блеска». |
А когда здесь открыли скульптуру Лорана Маркеста? |
|
Узнавайте Москву вместе с нами! И изучайте московскую Францию. |