Здравствуйте! |
130 лет назад, 8 октября 1892 года в Москве родилась поэтесса Марина Цветаева. Наш город постоянно появляется в ее стихах. Многие места Москвы напрямую связаны с ее непростой биографией. Марина Ивановна часто уезжала из нашего города, но постоянно сюда возвращалась. |
Поговорим же о цветаевской Москве. |
|
| Странная связь двух домов |
|
Марина Ивановна родилась в Трехпрудном переулке, в собственном доме Цветаевых. К сожалению, вскоре после революции его снесли. Но сохранился дом 2А по тому же Трехпрудному, тоже связанный с детством Марины. |
Этот дом принадлежал семейству Гончаровых. И как-то раз к Цветаевым по делу зашел сын великого поэта, Александр Александрович. Цветаева удивлялась: «Ехал в наш трехпрудный дом сын Пушкина мимо дома Гончаровых, где родилась и росла будущая художница Наталья Сергеевна Гончарова, двоюродная внучка Натальи Николаевны. |
Родной сын Пушкина мимо двоюродной внучки Натальи Гончаровой, которая, может быть, на него — не зная, не узнавая, не подозревая, — в ту минуту из окна глядела». |
Такая вот странная связь двух домов. |
Кто был автором гончаровского дома? |
|
|
| С видом на Кремль |
|
В 1911 году Цветаева познакомилась с публицистом Сергеем Эфроном, а в следующем январе они обвенчались. Молодые временно поселились в Сивцевом Вражке. Поэтесса была счастлива. Она писала: «У меня большое окно с видом на Кремль. Вечером я ложусь на подоконник и смотрю на огни домов и темные силуэты башен. Наша квартира начала жить. Моя комната темная, тяжелая, нелепая и милая. Большой книжный шкаф, большой письменный стол, большой диван — все увесистое и громоздкое. На полу глобус и никогда не покидающие меня сундук и саквояжи». |
До революции, которая перевернет привычный мир, еще довольно далеко. Впереди — свадебное путешествие по Западной Европе. А пока — бесконечные гости, шутки и розыгрыши. В связи с этим друзья дали квартире в Сивцевом Вражке прозвище. |
Какое? |
|
|
| Квартира-корабль |
|
Вернувшись из свадебного путешествия, Марина Ивановна с мужем поселились недалеко от Арбата, в Борисоглебском переулке. Планировка квартиры была фантастическая. Это и повлияло на выбор. Сестра поэтессы Анастасия Ивановна вспоминала, как юная хозяйка провела ей своего рода экскурсию по новому жилью: «Мне показалось, тут должен быть иллюминатор, за ним — волны. И может быть, все это — корабль... Да, что-то кораблиное есть в этой квартире — и это такая прелесть... Все комнаты — сами по себе, понимаешь? Это сборище комнат, это не квартира совсем! Как будто часть замка». |
Сегодня там работает музей Цветаевой. А напротив него в 2007 году был открыт памятник поэтессе. Раньше на этом месте стояли два тополя, и Марина Ивановна посвятила им стихотворение: |
Два дерева хотят друг к другу. Два дерева. Напротив дом мой. Деревья старые. Дом старый. Я молода, а то б, пожалуй, Чужих деревьев не жалела. |
А когда был построен этот дом? |
|
|
| Проклятая пшенка |
|
После революции Марина Цветаева часто бывала в Большом Николопесковском переулке. Там проживал Константин Бальмонт, у которого она и гостила. |
Время было голодное и неуютное. Борис Зайцев писал о Бальмонте: «Нищенствовал и голодал в леденевшей Москве, на себе таскал дровишки из разобранного забора, как и все мы, питался проклятой „пшенкой" без сахару и масла. При его вольнолюбии и страстности непременно надерзил бы какой-нибудь „особе..." — мало ли чем это могло кончиться». |
Кстати, здесь проживала дочь Пушкина. Как ее звали? |
|
|
| Поэзия не умирает! |
|
Бытовые условия страшные, но поэзия не умирает. То и дело открываются новые литературные площадки. Однако самой популярной остается еще дореволюционная — Политехнический музей. Время от времени Цветаева читает там свои стихи. |
Правда, к некоторым мероприятиям сама Марина Ивановна относится довольно скептически. Например, к «Вечеру поэтесс», устроенному Валерием Брюсовым. Цветаева пишет: «Поэтессы, при всей разномастности, удивительно походили друг на друга. Поименно и полично помню Адалис, Бенар, поэтессу Мальвину и Поплавскую. Пятая — я. Остальные, в пару, испарились. От одной, впрочем, уцелел малиновый берет, в полете от виска до предельно спущенного с одного плеча выреза, срезавший ровно пол-лица. В этой параллельной асимметрии берета и выреза была неприятная симметрия: симметрия двух кривизн. Одеты были поэтессы, кроме Адалис (в закрытом темном), соответственно темам и размерам своих произведений — вольно и, по времени 1921 г., роскошно». |
Когда был основан музей? |
|
|
| Последний адрес |
|
Последним московским адресом поэтессы был Северный речной вокзал. Именно оттуда она в 1941 году отправилась в эвакуацию в Елабугу, и там почти сразу покончила с собой. |
Марину Ивановну провожали старый друг Борис Пастернак и молодой поэт Виктор Боков, в будущем — автор популярной песни «Оренбургский пуховый платок». Выяснилось, что Марина Ивановна не взяла с собой никакой еды. Пастернак понесся в магазин за бутербродами. Затем обнаружилось, что багаж Цветаевой не подписан. Боков подписал. Когда загружали багаж, у Бокова отлетела пуговица. Поэтесса принялась было ее пришивать. |
Сын Георгий опаздывал. Наконец, прибежал, заявил, что не поедет с матерью в Елабугу и так же быстро убежал. Боков потом вспоминал: «Странным тогда показался мне его поступок. Отпускать родную мать в неведомые края и не сказать ни единого слова утешения, не обнять ее!» |
Все проходило очень нервно, суетливо. |
А до каких морей можно добраться от Северного речного вокзала по воде? |
|
Узнавайте Москву вместе с нами!
|